Номер «Первый»
Несколько лет назад мне довелось встретиться с жителем аула Ширкейли Хамзой Кызылхожаевым, который рассказал о своем дяде Жолдасбеке Нурумове, уверяя, что он первый казах-летчик гражданской авиации, боевой ас Великой Отечественной войны.
Перед тем, как взяться за эту тему, ознакомился с десятками газетных вырезок и воспоминаний, так или иначе касающихся Жолдасбека Нурумова, которые публиковались в разные годы на страницах печатных изданий. Часть предоставил племянник фронтовика, часть - нашел на просторах интернета. Самая старая из них датируется 1944 годом.
Итак, в февральскую стужу 1912 года в ауле №3 бывшего Теренозекского района (ныне аул им. Амангельды Сырдарьинского района) в семье Нурума родился сын Жолдасбек. Изначально у мальчика фамилия была Кызылкожаев - по имени отца Нурума Кызылкожы, позже была изменена на Нурумов.
Жолдасбек рано осиротел, воспитывался у брата отца Калмухамеда, который часто брал его с собой во время поездок в Кызылорду. С малых лет мальчик отличался тягой к знаниям и ко всему новому. В 1918 году он впервые увидел в небе аэроплан. Летающая «птица» произвела на мальчика сильное впечатление, в нем загорелась мечта стать летчиком.
Полтора года отучившись у местного муллы, он поступил в одну из школ города и начал постигать азы грамоты. К тому времени ему было восемь лет. В свободное от уроков время Жолдасбек часто ходил на железнодорожную станцию, чтобы увидеть паровозы, общался с людьми. Так постепенно он самостоятельно выучил русский язык.
Путевка в небо
В 1929 году кормилец семьи Калмухамед сильно заболел, и Жолдасбек устроился на работу в железнодорожное депо по ремонту паровозов. Трудолюбивый и смышленый, он выполнял работу ответственно и вскоре был переведен в помощники машиниста, где также проявил себя с лучшей стороны.
В 1930 году постановлением Совета народных комиссаров СССР в стране образовалось Всесоюзное объединение гражданского воздушного флота. Через год открылись школы по подготовке летчиков и техников в Батайске, Тамбове и Балашове. Услышав эту новость, Жолдасбек стал обивать пороги Кызылординского городского комитета комсомола в надежде получить направление на учебу. На помощь пришел коллектив железнодорожной станции, где он трудился. И в 1931 году парня зачислили в школу по подготовке летчиков гражданской авиации, которая находилась в Балашове. Мечта простого сельского парня летать в синем небе становилась реальностью.
В 1933-м состоялся первый выпуск молодых авиаторов. По рекомендации инспектора из Москвы, который проверял летные навыки выпускников, госкомиссия присвоила Жолдасбеку Нурумову квалификацию летчика второго класса. Приказом Главного управления гражданской авиации СССР от 22 сентября 1933 года он был назначен летчиком-инструктором этого учебного заведения и остался здесь работать.
В середине тридцатых годов у Жолдасбека Нурумова появился шанс возвратиться в Казахстан - в Алма-Ате и Актюбинске создавались управления воздушного флота. Однако по различным причинам руководство не отпустило его в родные края, вместо этого он был направлен в Западно-Сибирское управление гражданского флота в Новосибирск.
Позже Жолдасбек Нурумов был переведен в Петропавловск, где создавался новый 230-й авиационный отряд. Здесь летчик встретил свою будущую супругу Гулсим.
Первый материал о казахском летчике Жолдасбеке Нурумове с фотографией вышел в свет в газете «Пропеллер» 18 августа 1936 года и назывался «Нурумов - первый пилот-национал в нашем управлении». До войны Жолдасбек облетел страну вдоль и поперек, пользовался большим уважением начальства. В 1937 году удостоился Почетной грамоты Центрального исполкома Казахской АССР. В начале сороковых годов на груди летчика красовался знак «За 300000 километров полета». Намотать за короткое время столько километров - считалось большим - достижением.«Крылатый Бек»
22 июня 1941 года началась Великая Отечественная война. Жолдасбек Нурумов вступил в нее командиром военно-транспортного самолета в составе Юго-Западного фронта. До апреля 1942-го принимал участие в боях под Киевом, Харьковом, Ворошиловградом, в обороне Сталинграда, позже был направлен на Волховскую линию.
Нурумова дважды ранило при выполнении боевых задач. Но он не терял самообладания, находил силы и продолжал воевать.
Участник Великой Отечественной войны, доктор исторических наук, профессор Ибрахим Шамшатулы в мемуарах «Соқпақты өмір» следующим образом описывает первую встречу с кызылординским летчиком:
«...Был сентябрь 1943 года. Разгромив врага на Курско-Орловской дуге, Красная Армия двигалась на запад. Как-то, будучи в наряде, в штабе полка встретился с капитаном-казахом. После недолгой беседы летчик достал из нагрудного кармана маленькую коробочку с витаминами и несколько штук дал мне. Пилотам - в то время полагались витамины, поскольку они могли находиться в воздухе по 56 часов. Звали капитана Нурумов Жолдасбек. Своим грозным видом он напомнил мне Кобланды батыра.
Капитан Нурумов в то время был командиром отряда, а заодно летчиком-инструктором. То есть до выполнения - боевых задач тренировал молодых пилотов. Если не ошибаюсь, у него на груди висели 23 ордена. В эскадрильи ценили и любили Жолдасбека, в неформальной обстановке величали его по-свойски Беком».
В одном из боевых заданий Жолдасбек Нурумов был тяжело ранен. После длительного лечения в госпитале в 1944 году его демобилизовали из Красной Армии инвалидом II-й степени.
Возвращение в строй
После демобилизации Нурумов в Кызылорду не попал. Тридцатитрехлетний крепкий парень не хотел мириться с инвалидностью, поставил цель во чтобы то ни стало вернуться в авиацию. По рекомендации врачей стал проходить реабилитационные курсы, делал специальные упражнения, и здоровье начало восстанавливаться. В конце 1945 года, успешно пройдя медицинскую комиссию в Москве, получил заключение о годности к полетам. И 1 февраля 1946 года стал пилотом самолета ЛИ-2 авиаотряда №7, базировавшегося в Алматы.
С тех пор Жолдасбек Нурумов не расставался со штурвалом самолета до 1952 года. Облетел всю страну, внес большой вклад в развитие отечественной авиации. Но однажды старая рана дала о себе знать, и летчику пришлось прекратить полеты. Несколько лет кадровый авиатор работал диспетчером по регулированию воздушного движения в Шымкентском аэропорту. Он погиб на 54-м году жизни в марте 1966 года от рук уличных хулиганов. Печально, что так нелепо оборвалась жизнь человека, прошедшего войну. За свою жизнь опытный авиатор освоил более пятнадцати видов самолетов, налетал свыше 7783 часов.
Жолдасбек Нурумов похоронен в Шымкенте, в 2008 году его имя присвоено одной из улиц областного центра. Кроме того, в доме, где он жил, установлена памятная доска.
К сожалению, на малой родине - в Кызылорде - о славном земляке - до сих пор широкая общественность не знает. Между тем о летчике-герое помнят, стараются увековечить память о нем в других регионах. Например, в учебном центре Академии гражданской авиации под Алматы есть его именной самолет.Был ли Жолдасбек Нурумов первым летчиком-казахом? На этот вопрос нет однозначного ответа, хотя основания так считать есть. К примеру, член Союза писателей Казахстана Айтмухамбет Касымов в книге - «Дүниені дүр сілкіндірген 108 минөт» пишет, что в газете «Қазақ әдебиеті» от 2 августа 1991 года первым летчиком-казахом назван кызылординец Жолдасбек Нурумов. Но автор приводит свои аргументы в пользу уроженца Восточно-Казахстанской области Жакипбека Малдыбаева. Правда, высказывает мнение, что он первый военный летчик, а Ж. Нурумов - первый гражданский летчик (оба окончили авиационную школу в 1933 году).
Есть также версия о том, что первым казахским авиатором может быть павлодарец Салык Ахметов, обучившийся летному мастерству в Тамбове, хотя он окончил авиационную школу в 1937 году. То есть, на четыре года позже Ж. Нурумова. Словом, вариантов немного, но они есть.
Сестра из Италии
Рассказ об участнике Великой Отечественной войны Жолдасбеке Нурумове, опубликованный ранее в местной газете, имел неожиданное продолжение - я получил письмо от дочери фронтовика Ирины Жолдасбековны Новиковой - гражданки Италии, проживающей в Мессине. Дело в том, что на тот момент было доподлинно известно о трех браках фронтовика. От первого с Гулсим на свет появились три дочери - Рита (Риорета), Зарема и Лаура.
Затем Жолдасбек состоял в браке с первой казахской танцовщицей Шарой Жиенкуловой (Жандарбекова), с которой детей не имел. Зато от следующего брака с жительницей Шымкента Галимой родились еще три дочери: близняшки Нурия, Нурзия и младшая Нурсулу.
Теперь о письме. По словам Ирины Новиковой, она родилась в 1949 году в Алма-Ате. Окончила КазГУ, в 23 года с мужем-военнослужащим уехала в Монголию, а затем в Ленинград. До отъезда в Италию работала в местной газете, была издателем, редактором, депутатом.
Как поведала в письме Ирина Новикова, о маме, участнице блокады Юлии Ивановне Киселевой, она знает все, а об отце практически ничего. Первый муж мамы был инженером-путейцем, который в 1930 году расстрелян как враг народа «за связь с монархической организацией». Ярлык «жена врага народа» преследовал ее долго, и в какой-то степени пятно легло и на второго мужа - Жолдасбека Нурумова - у него возникли по службе какие-то неприятности, от которых спасло славное военное прошлое летчика-героя. Ирина помнит попытку ее родителей воссоединиться после развода, жить вместе в Шымкенте. Но не сложилось.
Как призналась Ирина Жолдасбековна, из материала, который она случайно прочла в интернете, узнала многое о своем отце. Ирина написала, что знала, что у папы было несколько браков, и в Казахстане у нее есть сводные сестры. И. Новикова в письме поблагодарила за материал об отце, и поскольку у меня есть контакты с сестрами, попросила организовать встречу с ними.
И вот в алматинском парке имени 28 гвардейцев-панфиловцев Ирина впервые увиделась с сестрами от первого брака ее отца. Хотелось бы отметить, что какой бы сложной ни была судьба летчика Жолдасбека Нурумова, хорошо, что в жизни его потомков произошло радостное событие. Есть светлая память, дочери, которые помнят и чтят своего отца.Жанибек ИСАЕВ («КП» - Кызылорда)
Источник: газета «Комсомольская правда Казахстан»
P.S. Через несколько дней после этой встречи, в Шымкенте, в доме, где жил ветеран Великой Отечественной войны Ж.Нурумов, за одним дастарханом собрались все дочери фронтовика. Слезы радости, воспоминания, поездка на могилу отца… Это было очень трогательно.