Любовь помогла казахстанцам построить бизнес в Южной Корее
Kyzylorda-news.kz. Ислам Талапбаев из Нур-Султана и Назерке Аманбек из Алматы познакомились в Южной Корее и открыли за границей собственный бизнес. Об истории их успеха и любви - в материале Tengrinews.kz.
Ислам Талапбаев родился в Кызылорде. Позже его родители переехали в столицу, где он пошел в первый класс казахско-турецкого лицея. В школьные годы Ислам увлекался программированием и уже тогда думал о зарубежном образовании. После окончания лицея его выбор пал на Ульсанский национальный университет науки и техники UNIST. В 2012 году парень уехал на обучение в Корею. В этом же университете он встретил Назерке Аманбек - своего будущего бизнес-партнера и спутницу жизни. Выпускница РФМШ имени Жаутыкова в Алматы приехала учиться в Южную Корею тремя годами позже.
"Нам с Назерке удалось получить полный грант и стипендию на обучение в UNIST, что явилось одним из самых весомых факторов при выборе университета и страны. Также Корея была явным примером экономического чуда в Азии, ориентированного на технологический рост. Родители наши были рады, несмотря на то что им трудно было отпускать детей в первый раз на долгое время. Благодаря поддержке родных проживание в другой стране далось нам легко. Во время обучения мы старались активно развиваться и получать реальный опыт, проходя стажировки в разных IT-направлениях. Например, я стажировался в PwC, Shinhan банке, а также являлся консультантом американских и шведских компаний. А Назерке успела поработать над проектами LG Electronics, IKEA Korea и над консалтинговым проектом с Иллинойским университетом", - рассказал Ислам.
В Южной Корее молодых казахстанцев удивило отношение местных студентов к учебе. Если многие соотечественники порой принимают учебный период как "веселое студенческое время", то в Корее студенты много времени проводят за книгами, даже во время каникул.
"Плюсы в Корее - это возможность быть в эпицентре технологического развития, иметь доступ к новейшим знаниям, опыту и навыкам. Это порождает желание улучшить уровень развитости нашей страны", - добавила Назерке.
Во время обучения Ислам и Назерке запустили логистический проект - Coposto, позволяющий людям передавать посылки через путешественников.
"Этот проект просуществовал почти два года. Он помогал многим студентам из Казахстана, которые учились за рубежом. Через наш сайт ребята находили друг друга и передавали посылки. За это время было передано свыше 150 бандеролей. Но потом пришлось закрыть проект. Во-первых, из-за работы и учебы времени на развитие компании не оставалось. Во-вторых, люди стали переживать за передачу чего-то нелегального через самолет - это большая ответственность. Можно было этот проект продолжить в Казахстане, где люди через поезда могли бы передавать посылки друг другу. Но у нас уже были другие идеи", - поделился Ислам.
Год назад, еще работая в других компаниях, 24-летний Ислам и 21-летняя Назерке решили открыть собственный бизнес в Корее. Казахстанцы стали партнерами и сооснователями маркетинговой компании, которая создает альтернативную рекламу и предоставляет различные инструменты оплаты для сферы услуг.
"Идея создания стартапа пришла к нам еще в университете во время курса Innovation & Entrepreneurship (в переводе "Инновации и предпринимательство"). Изначально планировалось создать эффективный маркетинговый инструмент для ресторанов. Его главной целью было увеличение лояльности и посещаемости именно в промежутках времени с низким количеством посетителей - с помощью технологии машинного обучения платформа прогнозировала приток клиентов. Загоревшись идеей, мы начали делать прототип и смогли выйти на инвестиционную компанию в Казахстане, которая помогла положить начало нашему нынешнему делу. Средств было достаточно, чтобы закончить бета-версию и начать проверять разные модели на рынке, но не для того, чтобы полностью уйти с предыдущей постоянной работы", - рассказывает Назерке.
Казахстанцы так проработали в течение одного года, после чего Ислам решил уволиться, чтобы уделять все время проекту.
"Первым делом мы обратились за советом к его бывшему начальнику - директору его предыдущей корейской компании. К нашему удивлению, он не просто согласился помочь, но и решил инвестировать и стать активным членом нашей команды. К этому моменту наша идея и бизнес-модель преобразилась: мы интегрировали технологию блокчейн и разработали собственную криптомонету TAD (Token for ADvertisement - единица валюты рекламодателя - прим. автора), в которой заинтересовались несколько сотен корейских криптоинвесторов. Они вложили средства в общей сумме 300 миллионов тенге", - отметила Назерке.
Как отметили ребята, идея стартап-проекта позволяет пользователям зарабатывать с помощью просмотра интерактивной рекламы.
"Мы превращаем рекламу наших заказчиков в пазл и предлагаем пользователям собрать картину воедино. За счет просмотра они зарабатывают бонусы в виде электронной криптовалюты, к примеру, 50 или 100 тенге. Постепенно баллы накапливаются, а после он может расплатиться ими в ресторане или еще где-то. На данный момент я отвечаю за техническое и стратегическое развитие, а Назерке управляет продуктом, разрабатывает дизайны и концепты. В нашей сети уже состоит практически тысяча заведений и свыше десятка крупных рекламных компаний. Запуск сервиса мы планируем на сентябрь", - поделился Ислам.
Молодой бизнесмен также отметил, что многие недооценивают возможности криптовалюты.
"У нас не финансовая платформа, где люди могут потерять свои деньги. Мы не банк, который хранит чужие деньги. Во всем мире технология блокчейн интегрируется в бизнес. Смысл технологии блокчейн в том, чтобы создавать децентрализованные и прозрачные системы. Кстати, если пользователи захотят обналичить свои бонусы, они могут переслать их на криптовалютную биржу и продать", - отметил Ислам.
В планах казахстанцев вывести компанию на рынок США. Они в будущем собираются заниматься проектами в таких сферах, как агротехнологии, финансовые технологии, коммерция и образование, где был бы потенциал для их развития, в том числе и в Казахстане.