Эксперт раскрыл секрет, что произойдет с экологией Казахстана в случае исчезновения Аральского моря
Отечественный эколог рассказал, как можно спасти Аральское море, а также о том , какие жуткие последствия могут грозить нашей стране в случае его полного исчезновения
14 мая Касым-Жомарт Токаев в ходе рабочей поездки в Кызылординскую область высказался касательно проблем Аральского моря. Президент поручил принять срочные меры для предотвращения его исчезновения.
- Народ обеспокоен судьбой Аральского моря. По инициативе Елбасы реализуется проект "Регулирование русла реки Сырдарьи и сохранение северной части Аральского моря". Если мы не примем оперативные меры, мы можем лишиться Малого Арала, - заявил г-н Токаев.
Исчезновение Аральского моря – одна из самых крупных экологических катастроф в современном Казахстане. Уровень моря стал быстро снижаться с 1960-х годов.
В 1989 году Аральское море распалось на два изолированных водоема - Северное (Малое) и Южное (Большое) Аральское море. До начала обмеления Арал был четвертым по величине озером в мире.
В связи с этим корреспондент медиа-портала Caravan.kz поговорил с председателем экологического движения «Табигат» Мэлсом Елеусизовым, дабы он рассказал, как сейчас можно охарактеризовать экологическую ситуацию на Аральском море.
- Она уже десятилетиями хреновая. Соляная пыль с высохшего дна разлетается на ледники и ускоряет их таяние. Ничего хорошего в этом нет. Раньше это было мощное озеро, давало очень много рыбы, в начале двадцатого века люди спасались ею от голодной смерти.
Это был мощный водоем, который увлажнял территорию Восточного Казахстана, но люди разрушили экосистему одного из уникальнейших мест. За последние 10 лет Казахстан потерял четыре процента территории, которые превратились в пустыни. И эта ситуация будет ухудшаться.
Одним словом, его смерть ничего хорошего не принесла. Там выращивали рис, но в итоге мы похоронили прекрасный водоем.
- Помогает ли разделение Арала стабилизировать ситуацию?
- Это ничего не дает. Река Амударья, которая находится на юге, вообще не способствует никакому притоку, а Сырдарья, что на севере, помогает недостаточно.
- Что влияет на исчезновение моря и возможно ли решить эту проблему?
- С одной стороны, Малый Арал немного оживили, но не до конца. Основной Арал сушится еще сильнее, и это плохо. Раньше в том регионе был небольшой приток воды, но не сейчас.
Происходит процесс обезвоживания, и это настоящая трагедия. Вода Амударьи не доходит до водоема, её забирают Кыргызстан, Туркмения. По Сырдарье доходило немного воды, но она впадала в основную часть озера. Плюс огромное количество песков кругом, которые способствуют размыванию рек.
Я всегда советую людям и чиновникам не лезть в природу, максимально щадить её. Ведь хотели сделать что-то благое, а в итоге погубили море. Это колоссальная беда, восстановить все это – очень большая проблема, воды не хватит в любом случае. Когда-то был проект по переброске сибирских рек, но Россия категорически отказалась, и, в принципе, правильно. Там идет нарушение, начал бы греться вечный ледник.
- Получается, водоем спасти уже невозможно?
- Если бы стояли хорошие и мощные насосы с Каспийского моря, тогда можно было бы попытаться. Ну и, конечно, если бы люди везде экономили воду. Так как идет таяние ледников. Чтобы попытаться что-то исправить, необходимо внедрять современные технологии, максимально щадящие воду.
- Как вы оцениваете работу государства в этой ситуации?
- Это был большой труд по разработке, я сам там занимал должность ректора всесоюзного института, который проектировал планы для тамошних работ. Но, к сожалению, Арал мы уничтожили. Балхаш сейчас тоже стоит на грани гибели и может повторить его судьбу.
По сути, там не было никаких серьезных исследований, только растаскивание бюджета. Властям нужно думать и ставить вопросы жестче, в частности, провести переговоры с Китаем, так как он не хочет подписывать конвенцию по трансграничным водам, а это могло бы улучшить ситуацию.
Одним словом, тут нужна огромная и жесткая работа.
- Если говорить о людях, проживающих на той территории, насколько тяжело им приходится?
- Это адская жизнь. Я поражаюсь человеческим способностям к выживанию. Многие, конечно, уже переехали оттуда, в частности, узбекской части там почти не осталось, все переехали в Казахстан.
Дело в том, что солевая пыль на высохшем дне озера может летать вокруг всего земного шара. Она мелкодисперсная, диаметром в микрон (тысячная доля миллиметра. – Прим. ред.), наши исследователи нашли ее даже на ледниках. Так что ожидать ничего хорошего здесь не стоит.
- Какие пагубные последствия могут ждать Казахстан в случае исчезновения Аральского моря?
- Огромные территории просто окажутся засоленными, упадет урожай и все живое в округе, и вырастить там что-нибудь уже невозможно будет. К тому же это еще больший вред для людей. Вся вода в регионе будет соленая. Это трагедия мирового масштаба, по большому счету.
- Есть ли шанс исправить ситуация благодаря привлечению иностранных специалистов?
- Для начала необходимо провести серьезное исследование, чтобы соль не распространялась по ветру. Это можно пресечь лишь посадкой деревьев вокруг этой территории. Раньше в природе было все четко рассчитано, а мы тут каждый раз начинаем ломать ее и в итоге страдаем сильнее из-за своей тупости и жадности.
Никаких перспектив я не вижу. Разве что поставлять воду, вводить капельное орошение и стараться сделать так, чтобы вода доходила до Арала. Если это удастся, можно будет попробовать перебросить воду с Каспия. Других путей нет.