В Минтруда намерены изменить определение «оралман»
Kyzylorda-news.kz. Вице-министр труда и социальной защиты РК Ахмади Сарбасов рассказал о запланированных ведомством изменениях в сфере этнической миграции, передает МИА «Казинформ».
«Законопроект «О внесении изменений и дополнений в некоторые законодательные акты РК по вопросам регулирования миграционных процессов» разработан во исполнение Концепции миграционной политики РК на 2017-2021 гг и плана мероприятий по ее реализации», - сказал Ахмади Сарбасов на презентации законопроекта в Мажилисе.
Как отметил вице-министр, задачами принятия законопроекта является совершенствование миграционного законодательства по следующим направлениям: создание благоприятных условий для этнических репатриантов, пребывающих в РК и переселенцев; построение эффективной системы внешней трудовой миграции ориентировано на удовлетворение потребностей экономики страны и создание благоприятного инвестиционного климата; расширение правовой базы в сфере регулирования миграционных процессов с учетом передового международного опыта и пресечения нелегальной миграции.
«Законопроект предусматривает внесение изменений и дополнений в 3 кодекса и 8 законов РК - наибольшие изменения затронули Налоговый кодекс, Закон о гражданстве и Закон о миграции населения. Какие изменения вносятся в сферу этнической миграции. По действующему законодательству этнические казахи для получения статуса оралмана должны подтвердить факт своего проживания на территории иностранного государства до приобретения независимости РК», - добавил спикер.
Он объяснил, что на практике этнические казахи, родившиеся после 1991 года, не могут предоставить такие документы. В этой связи, по его словам, понятие «оралман» будет изложено в новой редакции, согласно которой главным критерием будет факт, что этнический казах ранее не состоял в гражданстве РК.
«В целях создания более благоприятных условий для оралманов предлагается законодательно предусмотреть при желании самого ходатайствующего, возможность одновременно подать документы на получение разрешения на постоянное проживание и приобретение казахстанского гражданства, т.к. перечень подаваемых документов дублируется», - подчеркнул А.Сарбасов.
Он напомнил, что в настоящее время в Казахстане действуют 3 центра адаптации и интеграции оралманов. Они находятся в городах Караганда, Шымкент и в селе Аксукент Туркестанской области.
«Вместе с тем, такие центры не созданы в регионах расселения оралманов и переселенцев (Акмолинская, Костанайская, Павлодарская, ВКО, СКО), хотя Концепцией миграционной политики РК на 2017-2021 годы предусмотрено их создание. В этой связи, в целях предварительной подготовки нормативной и правовой базы, предлагается расширить функции Центров по оказанию адаптационных и интеграционных услуг не только оралманам, но и переселенцам», - заявил представитель Минтруда.
По его словам, на сегодня компетенция по приему заявления от граждан на включение в региональную квоту приема переселенцев закреплена за МИО, а точнее за управлениями координации занятости. Но на практике все переселенцы обращаются в центры занятости. Поэтому предлагается данную компетенцию законодательно закрепить за центрами занятости населения.