Научи меня жить. Как казахстанка стала наставником выпускнице детдома
Kyzylorda-news.kz. Страшно бесцельно прожигать жизнь по принципу "каждый сам за себя". Человеческий эгоизм делает счастливым одного, а людское неравнодушие - сотни. TengriMIX в рамках проекта "Выдающиеся учителя" рассказывает трогательную историю двух людей, которые нашли друг друга, пройдя через одиночество, страх и сомнения.
41-летняя жительница Нур-Султана Асем Тулентаева давно мечтала об уютном доме, наполненном смехом детей. Причем не только своих, но и ребят из детского дома. В 2015 году она узнала о программе "Наставничество" и решилась принять в ней участие: к тому времени Асем терзали разные вопросы, и ей хотелось жить не только ради себя.
"Мы с ней похожи"
Воспитанники столичного детского дома, проводившие лето в загородном лагере, с нетерпением и волнением ждали своих будущих наставников от благотворительного фонда "Дара". Ребята с утра привели себя в порядок, подготовили интеллектуальные игры, развлекательные и концертные номера.
"До этого была в детских домах Петропавловска и Алматы. Там дети мне показались разбалованными, даже немного озлобленными на жизнь. Поэтому всю дорогу терзала себя мыслями: зачем мне это надо, справлюсь ли и правильно ли я поступаю? Но при виде детей, задорных, смотрящих с надеждой, все вопросы моментально отпали. Все дети были замечательные. И было страшно обидеть других, выбрав одного. Наверное, поэтому я растерялась. Стояла в ступоре и наблюдала за происходящим. Вдруг на сцене появилась очаровательная 13-летняя девчонка, у нее была пронзительная песня и великолепный голос. Она настолько сумела произвести на меня впечатление, что я сразу поняла: да, это она", - вспоминает Асем.
Восьмиклассницу звали Карина. В детский дом № 1 Нур-Султана она попала в шесть лет. С тех пор ее мама регулярно приходила в детдом, но забрать не могла из-за отсутствия постоянного места жительства. К тому же женщина страдала хроническим заболеванием и не рисковала подвергать опасности дочь.
"Мама болеет, я понимаю и отношусь к ней хорошо. Просто болезнь сказывается на ее поведении. Иногда меня это беспокоит. Когда была маленькой, она приходила в детский дом и сильно возмущалась. Видимо, хотела увидеть или забрать. В последние годы приходила чуть ли не каждый день, и почему-то я этого стыдилась, потому что мамы других ребят даже не искали их", - рассказывает Карина.
Девочка свыклась с жизнью в детдоме и даже надеялась обрести новую семью, друзей. Ради этого в шестом классе она стала участницей проекта "Наставничество".
"У моих подруг сразу появились наставники, но меня почему-то долго не получалось найти наставника. Было грустно. Я искала в себе причины, пыталась разобраться, на следующую встречу готовилась, пыталась произвести впечатление, но опять оставалась без наставника. Воспитатели поддерживали, говорили, не отчаивайся. Я будто находилась в замкнутом круге, и хотелось знать, что происходит за территорией детского дома", - делится девушка.
В то летнее утро Карина тоже зацепилась взглядом за яркую творческую личность и подумала, что хотела бы быть такой, как она.
"Каждый будущий наставник рассказывал о себе. Понравилось то, что Асем работает в сфере телевидения. Мне захотелось общаться с ней, узнать больше о ее профессии, получить навыки. Потому что в детском доме я любила смотреть телевизор, мне было интересно, как создаются эти передачи, а их ведущие казались разносторонними и умными. По итогам встречи нам можно было в бланках написать три имени, кого бы мы хотели видеть своим наставником. Я внесла Асему первой и внесла других. Мне сообщили, что у меня выбран наставник. Я без вопросов подумала, что это Асем. Радостная прибежала на встречу и увидела там другую женщину. Немного огорчилась. Спросила, где Асем, мне сказали, что она не сможет участвовать в проекте", - рассказывает Карина.
Из-за хлопот Асем почти два месяца не заглядывала в детский дом. Потом узнала, что Карине нашелся другой наставник.
"Сожалела об упущенной возможности. В детдоме снова пересеклась с Кариной. Невольно поглядывала в ее сторону, а она пронзительно смотрела на меня. Так судьба дала нам второй шанс. Я поняла, что хочу быть именно ее наставником", - говорит Асем.
В итоге пара быстро подружилась. Вместе стали проводить время, гулять по городу, учиться друг у друга жизни и любить ее, несмотря на трудности, которые порой возникают.
"Карина - лидер, за что бы ни бралась, выигрывает. Она очень одаренная, интересная и старательная. Какое-то время она стеснялась своих кривых зубов, мы поставили брекеты, зубки выровнялись, и комплекс прошел. Раньше я была противником фастфуда, но когда увидела, как его любит Карина, стала составлять ей компанию", - смеется девушка.
Карина признается, что с помощью Асем она почувствовала себя свободной и самостоятельной, будто вырвалась за пределы замкнутого круга.
"Воспитатели многому нас научили, спасибо им за это. Но нам не хватает посторонних людей, которые бы рассказали и показали, что происходит за территорией детдома. В учреждении нас сильно опекали, контролировали, переживали за нас. А когда я с Асем вышла на улицу, я поняла, насколько огромен мир, как много в нем живет разных людей, как развивается город, сколько вкусной еды существует. Я не разбиралась в моде и индустрии красоты, а с Асем мы впервые пошопились. Она показала, как отличать дешевую одежду от качественной. У меня появилось стремление больше пробовать и быть лучше", - говорит подопечная.
Карина любит петь. На всех мероприятиях в детдоме она превращалась в настоящую звезду. Участвовала в различных состязаниях, причем всегда побеждала в них. Ярко выступила она и 21 мая 2016 года на музыкальном конкурсе "Шабыт Мерей", став обладательницей гран-при. Асем стала поклонницей шикарного голоса подопечной и планировала из нее сделать эстрадную певицу. Однако девочка наотрез отказалась поступать в музыкальную академию.
"Построила ей целую карьерную лестницу. Она обучалась в музыкальной академии, где осваивала азы вокала. В 2016 году выпала возможность отдать ее после девятого класса в музыкальную школу при "Академии искусств" Астаны. Но на мое удивление Карина не захотела стать певицей", - отмечает Асем.
Оказалось, что Асем вдохновила Карину в будущем работать в сфере телевидения.
"Асем многое сделала для меня, записала на вокал и хотела, чтобы я стала певицей. Но я смотрела на нее и загоралась, тоже хотелось работать на телевидении. Поэтому решила, что после 11-го класса поступлю на журналиста. Да и моя учительница по вокалу посоветовала не поступать на вокал, потому что певцов много, в филармониях мало вакансий, и в основном те, кто учится на эстрадном вокале, в последующем становятся преподавателями", - пояснила Карина.
Карина осталась в школе заканчивать 11 классов, сдала ЕНТ, набрала высокий балл. Она пошла по стопам Асемы, выбрав сферу телевидения, поступила на грант в ЕНУ им. Гумилева.
"Я горда за нее. Теперь Карина студент престижного вуза, у нее появились друзья, она живет в общежитии в комфортных условиях. Ей очень нравится студенческая жизнь, знания, которые она получает. У нее появились новые цели, она еще усерднее стала учиться", - подчеркивает уроженка Алматы.
И друг, и семья
За четыре года наставник и ее подопечная не только подружились, но и стали родными.
За судьбоносную встречу Асем и Карина благодарят создателей проекта "Наставник" и фонд "Дара", за то, что больше не ощущают одиночество и знают, что такое настоящая дружба и забота.
"Карина выпустилась из детского дома, но это не значит, что наши отношения прекращаются, я буду всегда помогать ей, а она мне. Я хочу обратиться ко всем людям, которые еще находятся в поиске себя, не могут понять, что им нужно в жизни, к бездетным семьям, одиноким и семейным. Призвать их не бояться брать ответственность за людей. Не только они нуждаются в вас, но и во многом они помогут вам. Смело идите в наставничество. В школе вам помогут раскрыться, набрать новые знания. Сначала сложно, потому что есть страх, ты не понимаешь, что тебя впереди ожидает. Но шаг за шагом ты обретаешь уверенность. Я смотрю назад и понимаю, что прошла большой путь с подопечным. И я рада за результат, за то, что у меня есть", - сказала Асем.
Проект "Наставничество", реализуемый с 2014 года фондом "Дара", работает в трех направлениях:
Индивидуальное наставничество
В роли наставников выступают волонтеры. Они помогают детям советами, дружат с ними. В проекте участвуют дети старше 11 лет: у ребят данной возрастной категории мало шансов попасть в семью, к тому же в этом возрасте им легче увидеть разницу между наставником, приемным родителем или спонсором.
Сразу к детям наставников не допускают. Сначала они проходят психологическое тестирование, собеседование с психологом, затем обучение в "Школе наставников".
Для того чтобы стать наставником нужно пройти несколько этапов отбора: заполнить анкету, пройти психологическое тестирование и интервью с психологами и координаторами проекта, затем и обучение на тренинге "Школа наставников".
Координаторы проекта подбирают подростку наставника, успешно прошедшего все 3 этапа отбора, который совпадает с психотипом ребенка и имеет общие интересы.
Коучинг для детей старше 14 лет
Коуч — сертифицированный специалист, помогающий решать личные задачи и приобрести навыки достижения целей. Он мотивирует, учит эффективно использовать время, способности, выстраивать коммуникации с другими людьми. С его помощью дети выбирают профессию, подтягивают учебу в школе, налаживают отношения со сверстниками и учителями. Подростки в этом возрасте часто переживают за свое будущее, им не хватает поддержки.
Корпоративное наставничество
Компании тоже могут быть наставниками. Они имеют возможность помогать не только финансово, но и, к примеру, устроить ребенка на стажировку, обучить азам профессии, по желанию оплачивать его труд.
26-27 октября в Астане и 2-3 ноября в Алматы пройдут тренинги "Школа Наставников". Там координаторы и психологи проекта собирают обратившихся к ним кандидатов, которых будут обучать, как быть наставником.
Куда нужно звонить или писать, чтобы записаться на тренинг?
Запрос на запись на тренинг отправляйте на электронную почту astana@nastavniki.kz; almaty@nastavniki.kz либо по телефонам: +7 777 561 06 66 (Астана),+7 701 799 43 04 (Алматы)
Спецпроект "Выдающиеся учителя" проводится при поддержке компании Евразийская Группа (ERG). Также совместно с компанией ERG ранее были запущены спецпроекты "Талантливые дети", "Победители".