Кызылординская художественная галерея пополнилась произведениями Салихитдина Айтбаева
Kyzylorda-news.kz. В рамках реализации программной статьи Елбасы Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» художественная галерея Кызылорды пополнилась картинами и личными вещами известного художника, заслуженного деятеля искусств Казахстана Салихитдина Айтбаева.
Воспоминаниями о трудовых буднях живописца Салихитдина Абсадыковича поделилась его супруга Ляззат Кожабекова.
Справка «KN»: С.Айтбаев родился в 1938 году в Кызылорде, а позже переехал в Алма-Ату, где поступил в художественное училище имени Гоголя. К моменту окончания учебы в 1961 году Айтбаев имел за плечами пять лет самостоятельной работы, участвовал в республиканских и всесоюзных выставках. Среди его преподавателей были живописцы Уки Ажиев и Молдахмет Кенбаев.
В 1969—71 годах преподавал в художественном училище.
В 1966 году в Москве на «Манеже» открылась Всесоюзная выставка молодых художников, в которой приняли участие и казахстанские художники. Она стала основной точкой отсчета в формировании современного искусства Казахстана. Настоящим открытием и ярким образцом казахского творчества стала картина «Счастье» казахстанского живописца, графика и негласного лидера группы художников-шестидесятников Салихитдина Айтбаева.
Полотна «Счастье» ( «Бақыт», 1966), «Молодые казахи» («Жас қазақтар», 1968), «Гости пришли» («Қонақ қелді», 1969) были наполнены духом казахской национальной традиции. Но большое влияние на формирование стиля художника (и всей группы шестидесятников) оказали пост-импрессионисты — в частности, мексиканцы Диего Ривера и Альфаро Сикейрос. Он был признанным последователем Сезанна.
Такие картины Айтбаева, как «Отдых чабанов» («Шопандар демалысы», 1962), «Мальчик с верблюжонком», «Встреча пастуха», «Целина, За обедом», «Юрта», «Жеребец», «Девочка у юрты» (1974) стали ярким примером его сельских пристрастий. В 1966 году за серию картин «Моя Родина» художник стал лауреатом премии Ленинского комсомола.
Произведения Айтбаева портретного жанра «Портрет Ануара Алимжанова» (1970), «Портрет старика» (1971), «Мать» («Ана», 1973), «Отец» («Әке»), «Чабан» («Шопан», 1974), «Дед и внуки» (1974), «Портрет сестры Курлан», «Женщина в красном», «Портрет Е. Мергенова» (1987), «Абай» (1994) отмечены высоким мастерством.
Помимо живописи Айтбаев также занимался иллюстрацией и сотрудничал с прославленными казахстанскими литераторами. Он оформлял сборники стихов Олжаса Сулейменова «Глиняная книга», «Солнечные ночи», «Год Обезьяны», трёхтомное издание «Казахских народных сказок» и другие.
Галерея «Инкар» провела в мае 1994 года последнюю прижизненную выставку Салихитдина Айтбаева. Сейчас картины Айтбаева хранятся в Государственном музее искусств им.А.Кастеева).