ПОЧЕМУ НЕФТЬ ДЕШЕВЕЕТ, А БЕНЗИН ДОРОЖАЕТ В КАЗАХСТАНЕ
Первый вице-министр энергетики Узакбай Карабалин на брифинге в СЦК в Астане объяснил влияние снижения нефтяных цен на стоимость бензина, передает Tengrinews.kz.
"Что касается влияния снижения цен на нефть и их влияние на цены на нефтепродукты на нашем внутреннем рынке. Казалось бы, логично, если цена нефти падает, то и цену на нефтепродукты, в основном речь идет о бензине и дизтопливе, мы должны были бы тоже опускать. Но здесь другой момент. Дело в том, что одну треть необходимого объема нефтепродуктов мы покупаем, в основном в России. И в России наши трейдеры, которые привозят в Казахстан и продают, они покупают не с пистолета, а на заводах, у частных структур по контрактам. Цена устанавливается продавцом на рыночных условиях", - отметил Карабалин, отвечая на вопросы журналистов.
По его словам, завоз бензина в Казахстан стал бы нерентабельным при прежних ценах. "Если встанем на их место и просчитаем: к примеру, покупка в России 550 долларов, а продажа в долларовом исчислении, купив за такую цену нефтепродукты и перевозя, тратя деньги на транспортировку, уплачивая налоги, (...) затрачивая на содержание персонала на заправочных станциях и другие (издержки), в итоге цена вырастает - больше, чем у нас было, 108 тенге (цена литра бензина). Если бы мы до сих пор держали цену, то это ни для кого не было бы рентабельным - завозить из России, из любого другого места в Казахстан. На сегодняшний день цена в Кыргызстане 160 тенге. Сейчас у нас выровнялось с российской ценой. Эта мера была абсолютно правильной", - сказал первый вице-министр энергетики.
"У нас были опасения, что мы не сможем завезти нефтепродукты в сентябре. Но на сегодняшний день мы видим, что эта мера сразу сказалась. Мы имеем контракты, трейдеры сразу заключили контракты. И с 1 числа завезено 22 тысячи тонн бензина и 11 тысяч тонн находится в пути, законтрактовано около 80 тысяч. Мы думаем, что будем еще порядка 30 тысяч дополнительно (завозить). Таким образом, около 110 тысяч тонн будет в сентябре поставлено на внутренний рынок", - проинформировал Карабалин.
Напомним, что 4 сентября в Казахстане отказались от госрегулирования цен на бензин. Министр энергетики РК Владимир Школьник тогда же сообщил, что в Казахстане стоимость бензина марки АИ-92/93 может достигнуть 140-150 тенге за литр.
По его словам, завоз бензина в Казахстан стал бы нерентабельным при прежних ценах. "Если встанем на их место и просчитаем: к примеру, покупка в России 550 долларов, а продажа в долларовом исчислении, купив за такую цену нефтепродукты и перевозя, тратя деньги на транспортировку, уплачивая налоги, (...) затрачивая на содержание персонала на заправочных станциях и другие (издержки), в итоге цена вырастает - больше, чем у нас было, 108 тенге (цена литра бензина). Если бы мы до сих пор держали цену, то это ни для кого не было бы рентабельным - завозить из России, из любого другого места в Казахстан. На сегодняшний день цена в Кыргызстане 160 тенге. Сейчас у нас выровнялось с российской ценой. Эта мера была абсолютно правильной", - сказал первый вице-министр энергетики.
"У нас были опасения, что мы не сможем завезти нефтепродукты в сентябре. Но на сегодняшний день мы видим, что эта мера сразу сказалась. Мы имеем контракты, трейдеры сразу заключили контракты. И с 1 числа завезено 22 тысячи тонн бензина и 11 тысяч тонн находится в пути, законтрактовано около 80 тысяч. Мы думаем, что будем еще порядка 30 тысяч дополнительно (завозить). Таким образом, около 110 тысяч тонн будет в сентябре поставлено на внутренний рынок", - проинформировал Карабалин.
Напомним, что 4 сентября в Казахстане отказались от госрегулирования цен на бензин. Министр энергетики РК Владимир Школьник тогда же сообщил, что в Казахстане стоимость бензина марки АИ-92/93 может достигнуть 140-150 тенге за литр.