ИЗ ПРОШЛОГО СРАЗУ В БУДУЩЕЕ
Запуск производства на месторождении цинка и свинца Шалкия неминуем, как восход солнца – вот главное ощущение, которое остается, когда здесь побываешь, узнаешь, кто тут работает, а главное, заправляет этим делом, и что они уже успели, чтобы начать добывать и перерабатывать руду.
Пока строилась международная магистраль «Западная Европа – Западный Китай» на территории нашей области, почти весь щебень для нее производился в окрестностях рудника Шалкия. Десяток щебеночных заводов, работавших здесь, «убили» дорогу, которая когда-то была построена к руднику. Поэтому путь к предприятию по времени оказывается неожиданно долгим. Такая дорога не навевает мыслей о том, что здесь началась грандиозная реконструкция, модернизация и новое строительство. У контрольно-пропускного пункта АО «ШалкияЦинк ЛТД» мысли резко светлеют – перед нами новая лента асфальта с разметкой, впереди – свежевыкрашенные здания. Картинка явно дает понять, что процесс возвращения в строй этого очень серьезного предприятия цветной металлургии страны пошел.
Первая наша встреча – со старым добрым другом Нажмадином Мусабаевым. Его представлять кызылординцам не надо. Сейчас он работает советником председателя правления упомянутого АО. В свое время, когда он был акимом Жанакорганского района, ему довелось обстоятельно заниматься проблемами этого предприятия. Его опыт, знания, наработанные деловые отношения со многими участниками процесса тогдашней и нынешней реанимации предприятия позволяют ему приносить реальную пользу делу.
Весь день он показывал и рассказывал о том, что делается на предприятии, знакомил с людьми, которые здесь работают. По всему было видно, что он не испытывает сомнения, что в этот раз у предприятия все получится и с реконструкцией, и со строительством нового объекта – обогатительной фабрики. С гордостью и нескрываемым удовольствием наш собеседник говорил о социальных объектах акционерного общества.
— Здесь вахтовым методом будут работать пятьсот специалистов со всего Казахстана. Одно общежитие на 240 мест для них уже готово. После того как будет закончен ремонт нового здания АБК (административно-бытовой корпус), в старом будет создано еще одно общежитие на 260 мест. Новым АБК называется так, несмот¬ря на то, что построили его еще в советское время. Но не до конца. Осталась самая малость, но деньги кончились. С тех пор это здание и стояло чуть-чуть недоделанным. Со временем «чуть-чуть» сильно увеличилось, и потому теперь потребовался масштабный ремонт. Так что, несмотря на солидный возраст строения, АБК у предприятия будет новым.
— Какие-то здания получат вторую жизнь по своему прямому назначению, — продолжает экскурсию Нажмадин Мусабаев, — а другие кардинально меняют свою ориентацию. Здесь был теплый ангар для целой автобазы. Здание добротное, но технологии, которые будут применяться на транспортировке руды, других операциях, уже не требуют такого автопарка. Решили оборудовать здесь спорткомплекс. Площадь позволяет разместить в ней футбольную, баскетбольную, волейбольную площадки и теннисный корт. А еще будет небольшой бассейн. Все это, как видите, уже делается и скоро будет готово.
В горняцком поселке Шалкия, а точнее в ауле Куттыкожа (практически это один населенный пункт), простроено пять домов и вот-вот будут готовы еще шесть для ведущих специалис¬тов АО. Сейчас решается вопрос, как и за чей счет восстановить несколько пустующих пятиэтажек в поселке.
Сразу скажем, что акционерное общество «ШалкияЦинк ЛТД» и национальная горнорудная компания «Тау-Кен Самрук», чьей «дочкой» оно является, нацелены на создание конкурентоспособного предприятия и не будут плодить непрофильные активы. Другими словами, реконструкция автодороги Жанакорган — Шалкия, модернизация ЖКХ и прочие инфраструктурные расходы будут из других источников. Те же пятиэтажки можно восстановить по госпрограмме модернизация ЖКХ.
Когда речь идет о структурах «Самрук-Казына» понятно, что они создаются на государственные деньги (фонд национального благосостояния). Но для нас, жителей региона, будет выгоднее, если такое предприятие станет настоящей акулой бизнеса. Рабочие места, налоги в бюджет, кузница инженерно-технических кадров – вот что нам надо, а не горнорудная коммунальная контора. Сегодня все, что делает правление акционерного общества «ШалкияЦинк ЛТД», направлено на то, чтобы создать предприятие, которое будет способно работать в условиях и стабильного, и падающего мирового рынка цветных металлов. Самым подробным образом был проанализирован мировой рынок цинка и свинца, чтобы понять, какое предприятие создавать и какие технологии применять, чтобы быть конкурентоспособными при любой ценовой ситуации.
В правление АО вошли специалисты со всего Казахстана, которые очень хорошо знают дело, за которое взялись. Председатель правления Булат Рамазанов закончил Московский горный институт. Был главным инженером на предприятиях Казатомпрома, Казхрома и других. Опыт за спиной – колоссальный. Кстати, он в своей профессии пошел по стопам отца. Мнайдар Рамазанов как талантливый инженер и управленец хорошо известен, был заместителем министра цветной металлургии Казахской ССР. Коль об этом вспомнили, добавим еще, что отец нынешнего главного гео¬лога предприятия Юрия Пирмаханова — Ашел Пирмаханов был в числе геологов-первооткрывателей этого месторождения. Так что на Шалкие есть люди, которые династиями радеют за интересы Казахстана.
Разговор с Булатом Рамазановым был хотя и недолгим, но содержательным. Позже мы вернемся к нему в жанре интервью, а пока некоторые его пояснения к тому, что здесь происходит.
— В предыдущий кризис (2008-2009 годы) предприятие остановилось в том числе и потому, что на себестоимость готовой продукции (концентратов цинка) повлиял громадный объем перевозок руды. При содержании цинка в нашей руде до четырех процентов получается, что из ста вагонов 96 мы гоняем по рельсам зря. Вот потому решили строить обогатительную фабрику прямо на руднике. Концентрат цинка, который здесь будет выпускаться, это пятидесятипроцентное содержание этого металла. Плюс еще свинцовый концентрат. Таким образом, объемы перевозки по железной дороге уменьшатся примерно в тридцать раз.
Как объяснил председатель правления, оборудование заказали у лучших мировых производителей. По обогатительной фабрике – это компании Германии, Финляндии, по горному комплексу – Швеция, Финляндия. Вспомогательное оборудование – из Китая.
Всем проектным работам предшествовали научные исследования, в которые были вовлечены лучшие умы отраслевой науки Казахстана. Процесс улучшения, оптимизации не прекращается. На этой стадии любое хорошее решение без сомнений заменяется, если находится лучшее. Такой подход – единственно правильный. Остается только сожалеть, что во многих других проектах за государственные деньги у нас исполнение иногда идет вопреки здравому смыслу. За нашу Шалкию можно быть спокойным, тут команде Рамазанова доверено принимать решения, которые могут задержать на старте, но зато потом позволят бежать долго и уверенно быть в лидерах.
Тимур КАСЫМОВ,
Игорь ТИТЕНОК
Пока строилась международная магистраль «Западная Европа – Западный Китай» на территории нашей области, почти весь щебень для нее производился в окрестностях рудника Шалкия. Десяток щебеночных заводов, работавших здесь, «убили» дорогу, которая когда-то была построена к руднику. Поэтому путь к предприятию по времени оказывается неожиданно долгим. Такая дорога не навевает мыслей о том, что здесь началась грандиозная реконструкция, модернизация и новое строительство. У контрольно-пропускного пункта АО «ШалкияЦинк ЛТД» мысли резко светлеют – перед нами новая лента асфальта с разметкой, впереди – свежевыкрашенные здания. Картинка явно дает понять, что процесс возвращения в строй этого очень серьезного предприятия цветной металлургии страны пошел.
Первая наша встреча – со старым добрым другом Нажмадином Мусабаевым. Его представлять кызылординцам не надо. Сейчас он работает советником председателя правления упомянутого АО. В свое время, когда он был акимом Жанакорганского района, ему довелось обстоятельно заниматься проблемами этого предприятия. Его опыт, знания, наработанные деловые отношения со многими участниками процесса тогдашней и нынешней реанимации предприятия позволяют ему приносить реальную пользу делу.
Весь день он показывал и рассказывал о том, что делается на предприятии, знакомил с людьми, которые здесь работают. По всему было видно, что он не испытывает сомнения, что в этот раз у предприятия все получится и с реконструкцией, и со строительством нового объекта – обогатительной фабрики. С гордостью и нескрываемым удовольствием наш собеседник говорил о социальных объектах акционерного общества.
— Здесь вахтовым методом будут работать пятьсот специалистов со всего Казахстана. Одно общежитие на 240 мест для них уже готово. После того как будет закончен ремонт нового здания АБК (административно-бытовой корпус), в старом будет создано еще одно общежитие на 260 мест. Новым АБК называется так, несмот¬ря на то, что построили его еще в советское время. Но не до конца. Осталась самая малость, но деньги кончились. С тех пор это здание и стояло чуть-чуть недоделанным. Со временем «чуть-чуть» сильно увеличилось, и потому теперь потребовался масштабный ремонт. Так что, несмотря на солидный возраст строения, АБК у предприятия будет новым.
— Какие-то здания получат вторую жизнь по своему прямому назначению, — продолжает экскурсию Нажмадин Мусабаев, — а другие кардинально меняют свою ориентацию. Здесь был теплый ангар для целой автобазы. Здание добротное, но технологии, которые будут применяться на транспортировке руды, других операциях, уже не требуют такого автопарка. Решили оборудовать здесь спорткомплекс. Площадь позволяет разместить в ней футбольную, баскетбольную, волейбольную площадки и теннисный корт. А еще будет небольшой бассейн. Все это, как видите, уже делается и скоро будет готово.
В горняцком поселке Шалкия, а точнее в ауле Куттыкожа (практически это один населенный пункт), простроено пять домов и вот-вот будут готовы еще шесть для ведущих специалис¬тов АО. Сейчас решается вопрос, как и за чей счет восстановить несколько пустующих пятиэтажек в поселке.
Сразу скажем, что акционерное общество «ШалкияЦинк ЛТД» и национальная горнорудная компания «Тау-Кен Самрук», чьей «дочкой» оно является, нацелены на создание конкурентоспособного предприятия и не будут плодить непрофильные активы. Другими словами, реконструкция автодороги Жанакорган — Шалкия, модернизация ЖКХ и прочие инфраструктурные расходы будут из других источников. Те же пятиэтажки можно восстановить по госпрограмме модернизация ЖКХ.
Когда речь идет о структурах «Самрук-Казына» понятно, что они создаются на государственные деньги (фонд национального благосостояния). Но для нас, жителей региона, будет выгоднее, если такое предприятие станет настоящей акулой бизнеса. Рабочие места, налоги в бюджет, кузница инженерно-технических кадров – вот что нам надо, а не горнорудная коммунальная контора. Сегодня все, что делает правление акционерного общества «ШалкияЦинк ЛТД», направлено на то, чтобы создать предприятие, которое будет способно работать в условиях и стабильного, и падающего мирового рынка цветных металлов. Самым подробным образом был проанализирован мировой рынок цинка и свинца, чтобы понять, какое предприятие создавать и какие технологии применять, чтобы быть конкурентоспособными при любой ценовой ситуации.
В правление АО вошли специалисты со всего Казахстана, которые очень хорошо знают дело, за которое взялись. Председатель правления Булат Рамазанов закончил Московский горный институт. Был главным инженером на предприятиях Казатомпрома, Казхрома и других. Опыт за спиной – колоссальный. Кстати, он в своей профессии пошел по стопам отца. Мнайдар Рамазанов как талантливый инженер и управленец хорошо известен, был заместителем министра цветной металлургии Казахской ССР. Коль об этом вспомнили, добавим еще, что отец нынешнего главного гео¬лога предприятия Юрия Пирмаханова — Ашел Пирмаханов был в числе геологов-первооткрывателей этого месторождения. Так что на Шалкие есть люди, которые династиями радеют за интересы Казахстана.
Разговор с Булатом Рамазановым был хотя и недолгим, но содержательным. Позже мы вернемся к нему в жанре интервью, а пока некоторые его пояснения к тому, что здесь происходит.
— В предыдущий кризис (2008-2009 годы) предприятие остановилось в том числе и потому, что на себестоимость готовой продукции (концентратов цинка) повлиял громадный объем перевозок руды. При содержании цинка в нашей руде до четырех процентов получается, что из ста вагонов 96 мы гоняем по рельсам зря. Вот потому решили строить обогатительную фабрику прямо на руднике. Концентрат цинка, который здесь будет выпускаться, это пятидесятипроцентное содержание этого металла. Плюс еще свинцовый концентрат. Таким образом, объемы перевозки по железной дороге уменьшатся примерно в тридцать раз.
Как объяснил председатель правления, оборудование заказали у лучших мировых производителей. По обогатительной фабрике – это компании Германии, Финляндии, по горному комплексу – Швеция, Финляндия. Вспомогательное оборудование – из Китая.
Всем проектным работам предшествовали научные исследования, в которые были вовлечены лучшие умы отраслевой науки Казахстана. Процесс улучшения, оптимизации не прекращается. На этой стадии любое хорошее решение без сомнений заменяется, если находится лучшее. Такой подход – единственно правильный. Остается только сожалеть, что во многих других проектах за государственные деньги у нас исполнение иногда идет вопреки здравому смыслу. За нашу Шалкию можно быть спокойным, тут команде Рамазанова доверено принимать решения, которые могут задержать на старте, но зато потом позволят бежать долго и уверенно быть в лидерах.
Тимур КАСЫМОВ,
Игорь ТИТЕНОК