ОМБУДСМЕН: НУЖЕН ДИАЛОГ С ОБЩЕСТВОМ О ВВЕДЕНИИ ПЯТИДНЕВКИ В ШКОЛАХ В РК
Уполномоченный по правам человека в Казахстане Аскар Шакиров призывает к диалогу с обществом по вопросу введения пятидневной учебной недели в казахстанских школах.
По информации пресс-службы омбудсмена, Шакиров направил обращение в адрес министра образования и науки Казахстана Ерлана Сагадиева.
"С правозащитной точки зрения, данная инициатива улучшает условия реализации права детей на получение образования через оптимизацию нагрузки, создание благоприятных условий обучения и приведение системы образования в соответствие со стандартами развитых стран", — говорится в обращении Шакирова.
Вместе с тем омбудсмен отметил, что "отсутствие в данном процессе видимого диалога с гражданским обществом, школами, учениками и их родителями сегодня стало объектом критики отдельных заинтересованных сторон".
По словам Шакирова, сообщение об увеличении учебного года и сокращении летних каникул в школах вызвало "широкий резонанс".
"Высказаны полярные мнения в среде педагогов, родителей и других сегментов общества, более того стало известно о сборе подписей, в том числе в социальных сетях, против данного шага. Разгоревшиеся дебаты при отсутствии диалога с уполномоченным ведомством деструктивно влияют на популярность вводимой меры", — отметил он.
"Безусловно… данное поручение требует системного подхода, предварительного анализа, высокого уровня подготовки и организации, а государственные органы должны уделять особое внимание точному, выверенному и последовательному их воплощению", — добавил Шакиров.
По мнению омбудсмена, современная школьная программа "перегружена предметами и некоторые из них, возможно, следует упразднить либо объединить, однако, сущность реформы по переходу к пятидневной учебной неделе не должна сводиться к механическому перераспределению учебных и каникулярных дней, а, напротив, должна быть следствием пересмотра и оптимизации программы".
"Несомненно также то, что процесс перехода к новому формату обучения должен быть не объектом эмоций, а предметом профессионального, научного изучения. В его основе должны присутствовать мнения заинтересованных специалистов, учитывающие возрастные, культурные, климатические и многие другие факторы", — считает Шакиров.
По его словам, в данном вопросе необходимо проанализировать лучшие практики зарубежных стран, успешно реализовавших реформы в сфере образования.
"Не отрицая, например, возможность влияния длительности каникул на уровень детской преступности, представляется, что данный вопрос можно было бы решать не путем механического сокращения времени детей на отдых, а развитием доступности детских лагерей, секций, кружков и других форм самодеятельности вместе с усилением работы правоохранительных органов", — заявил Шакиров.
Он с сожалением заметил, что министерством до настоящего времени перед обществом "не озвучена исчерпывающая информация о результатах такого анализа, что дает широкой общественности основание делать вывод о том, что такая работа не проводится".
"В связи с вышеизложенным, видится уместным проведение широких и инклюзивных консультаций по данному вопросу, с возможностью выслушать мнение институтов гражданского общества, а также самих детей… Недостаток открытости в вопросах, связанных с детьми, воспринимается обществом особенно болезненно", — говорится в обращении.
Омбудсмен обратился к Сагадиеву с просьбой задействовать "все возможные средства для проработки рассматриваемого вопроса, в том числе в рамках созданных при государственных органах общественных советов на центральном уровне, и родительских комитетов на уровне школ, обеспечения открытости и вовлечения общественности, а также анализа данной проблематики".
"В противном случае, несвоевременные и недостаточно проработанные шаги могут стать препятствием для достижения намеченных целей", — заключил Шакиров.
По информации пресс-службы омбудсмена, Шакиров направил обращение в адрес министра образования и науки Казахстана Ерлана Сагадиева.
"С правозащитной точки зрения, данная инициатива улучшает условия реализации права детей на получение образования через оптимизацию нагрузки, создание благоприятных условий обучения и приведение системы образования в соответствие со стандартами развитых стран", — говорится в обращении Шакирова.
Вместе с тем омбудсмен отметил, что "отсутствие в данном процессе видимого диалога с гражданским обществом, школами, учениками и их родителями сегодня стало объектом критики отдельных заинтересованных сторон".
По словам Шакирова, сообщение об увеличении учебного года и сокращении летних каникул в школах вызвало "широкий резонанс".
"Высказаны полярные мнения в среде педагогов, родителей и других сегментов общества, более того стало известно о сборе подписей, в том числе в социальных сетях, против данного шага. Разгоревшиеся дебаты при отсутствии диалога с уполномоченным ведомством деструктивно влияют на популярность вводимой меры", — отметил он.
"Безусловно… данное поручение требует системного подхода, предварительного анализа, высокого уровня подготовки и организации, а государственные органы должны уделять особое внимание точному, выверенному и последовательному их воплощению", — добавил Шакиров.
По мнению омбудсмена, современная школьная программа "перегружена предметами и некоторые из них, возможно, следует упразднить либо объединить, однако, сущность реформы по переходу к пятидневной учебной неделе не должна сводиться к механическому перераспределению учебных и каникулярных дней, а, напротив, должна быть следствием пересмотра и оптимизации программы".
"Несомненно также то, что процесс перехода к новому формату обучения должен быть не объектом эмоций, а предметом профессионального, научного изучения. В его основе должны присутствовать мнения заинтересованных специалистов, учитывающие возрастные, культурные, климатические и многие другие факторы", — считает Шакиров.
По его словам, в данном вопросе необходимо проанализировать лучшие практики зарубежных стран, успешно реализовавших реформы в сфере образования.
"Не отрицая, например, возможность влияния длительности каникул на уровень детской преступности, представляется, что данный вопрос можно было бы решать не путем механического сокращения времени детей на отдых, а развитием доступности детских лагерей, секций, кружков и других форм самодеятельности вместе с усилением работы правоохранительных органов", — заявил Шакиров.
Он с сожалением заметил, что министерством до настоящего времени перед обществом "не озвучена исчерпывающая информация о результатах такого анализа, что дает широкой общественности основание делать вывод о том, что такая работа не проводится".
"В связи с вышеизложенным, видится уместным проведение широких и инклюзивных консультаций по данному вопросу, с возможностью выслушать мнение институтов гражданского общества, а также самих детей… Недостаток открытости в вопросах, связанных с детьми, воспринимается обществом особенно болезненно", — говорится в обращении.
Омбудсмен обратился к Сагадиеву с просьбой задействовать "все возможные средства для проработки рассматриваемого вопроса, в том числе в рамках созданных при государственных органах общественных советов на центральном уровне, и родительских комитетов на уровне школ, обеспечения открытости и вовлечения общественности, а также анализа данной проблематики".
"В противном случае, несвоевременные и недостаточно проработанные шаги могут стать препятствием для достижения намеченных целей", — заключил Шакиров.