ПРОЦЕДУРЫ ПРИВАТИЗАЦИИ И ЕГО РЕАЛИЗАЦИЯ
В своем Послании народу Казахстана от 14 декабря 2012 года «Стратегия "Казахстан-2050": новый политический курс состоявшегося государства» Глава Государства отметил, что отечественное предпринимательство является движущей силой нового экономического курса. Доля малого и среднего бизнеса в экономике должна к 2030 году вырасти по крайней мере вдвое. Государство должно изменить свою роль и необходима вторая волна широкомасштабной приватизации.
Это непростой шаг, так как будет означать перераспределение ответственности между государством и рынком. Но мы должны пойти на него, чтобы сохранить высокие темпы экономического роста. Частный бизнес всегда и повсюду действует эффективнее государства. Поэтому мы должны передать в частные руки предприятия и услуги нестратегического характера. Это принципиально важный шаг для укрепления отечественного предпринимательства.
Хочется довести до наших читателей весь процесс приватизации от начала до конца. Что такое приватизация? Процедуры приватизации, кто может участвовать в приватизации?
Ответы на эти и другие вопросы, касающиеся приватизации мы решили задать заместителю управления финансов Кызылординской области Кудайбергенову Ринату Мажитовичу.
- Давайте начнем с того, как это все начиналось. Что подразумевается под словом приватизация? Какие условия необходимы для приватизации объектов? Какие объекты вошли в перечень приватизируемых объектов?
- Приватизация – это совокупность процедур по разгосударствлению экономики, направленная на уменьшение участия государства в частном секторе и самое главное, это одна из мер по стимулированию и развитию бизнеса.
В целях реализации «второй волны приватизации» изучен мировой опыт, проведен анализ макроэкономического эффекта на экономику страны от приватизации и состояние конкурентной среды, а также внесены необходимые изменения в действующее законодательство.
В результате анализа определен перечень организаций подлежащих приватизации, в которую вошли коммерчески ориентированные учебные и научные заведения, проектные институты, санатории, объекты социальной сферы, объекты осуществляющие деятельность по благоустройству населенных пунктов и вывозу твердо-бытовых отходов, ремонту автомобильных дорог, автобусные и троллейбусные парки, детские оздоровительные лагеря, активы акционерных обществ, национальных компаний и холдингов.
Государственные предприятия являются конкурентами частного бизнеса и приватизация призвана ликвидировать неравную конкуренцию в тех сферах, где работает частный бизнес.
В этой связи, правительством Республики Казахстан в целях реализации поручения Президента Республики Казахстан по проведению второй волны приватизации принят комплексный план приватизации на 2014-2016 годы, предусматривающий мероприятия по передаче организаций квазигосударственного сектора в конкурентную среду.
Таким образом, по всей стране началась масштабная приватизация объектов.
Вместе с тем, на сегодня, государственные предприятия продолжают оставаться конкурентами частного бизнеса.
В своем ежегодном Послании народу Казахстана от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев указал пять направлений антикризисных и структурных преобразований, из которых третье направление предусматривает приватизацию и стимулирование экономической конкуренции.
Пересмотрен ряд положений Закона «О государственном имуществе», внесены существенные изменения в Правила продажи объектов приватизации, принят новый Комплексный план приватизации на 2016-2020 годы, в которую вошли 5 объектов коммунальной собственности Кызылординской области, а именно:
1) АО «Аэропорт Коркыт Ата»;
2) ГККП «Кызылординский областной центр формирования здорового образа жизни»;
3) ГКП на ПХВ «Клуб национальных видов спорта и массово-оздоровительной физической культуры» управления физической культуры и спорта Кызылординской области»;
4) Аральское городское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения многоотраслевого коммунального хозяйства;
5) ГККП «Детский оздоровительный лагерь «Сырдария» города Кызылорды.
В перечень объектов подлежащих передаче в конкурентную среду вошли, также 6 зависимых организаций акционерного общества «Национальная компания «Социально-предпринимательская корпорация «Байконыр».
- Что является объектом приватизации? Расскажите об основных принципах проведения приватизации.
- Объектами приватизации являются следующие виды государственного имущества:
предприятие как имущественный комплекс;
производственные и непроизводственные подразделения и структурные единицы предприятия как имущественного комплекса, приватизация которых не нарушает замкнутый технологический цикл;
имущество государственных юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных Законом;
акции акционерных обществ;
доли участия в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью;
производные ценные бумаги, удостоверяющие права на акции акционерных обществ, принадлежащие государству.
Государственное имущество становится объектом приватизации со дня вынесения решения о его приватизации уполномоченным органом по государственному имуществу либо местным исполнительным органом.
В этой связи, при акимате области создана комиссия по вопросам оптимизации юридических лиц и объектов недвижимости, находящихся в коммунальной собственности, в которые включены представители государственных органов, представители Национальной палаты предпринимателей Казахстана, утверждены графики продаж.
Основными принципами проведения приватизации являются гласность, конкурентность, правопреемство, ответственность должностных лиц за законность проведения приватизации и достоверность представленных данных об объектах приватизации.
- Вы сказали, что внесены существенные изменения в Правила продажи объектов приватизации. Хотелось бы уточнить какими основными нормативными правовыми актами вы руководствуетесь?
- На сегодня внесены изменения и дополнения в закон «О государственном имуществе», а также в постановление Правительства Республики Казахстан от 9 августа 2011 года № 920 «Об утверждении Правил продажи объектов приватизации».
Если, в ранее действовавших Правилах продажи объектов приватизации на тендере при выставлении объекта приватизации на вторые и последующие торги стартовая цена снижалась не более чем на 20 процентов от стартовой цены предыдущего тендера, то согласно внесенным изменениям при выставлении объекта приватизации на вторые и третьи торги стартовая цена снижается на пятьдесят процентов, то есть наполовину от стартовой цены предыдущего тендера. В связи с этим, резко увеличивается возможность продажи объекта на вторых либо третьих торгах.
Кроме этого, аукционы и тендеры, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися, за исключением третьих торгов, на которых объект приватизации может быть продан единственному участнику. Тем самым, созданы условия для максимального участия в приватизации казахстанских и иностранных инвесторов, при этом продажа активов и квазигосударственного секторов будет осуществляться по справедливой рыночной стоимости, открыто и конкурентно.
В приватизации может участвовать – физическое или негосударственное юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке.
Согласно закона «О государственном имуществе» в случае продажи на тендере государственных предприятий как имущественных комплексов условием тендера является сохранение профиля деятельности. Срок сохранения профиля деятельности определяется продавцом.
- Как осуществляется процесс приватизации? Что важно знать предпринимателю, чтобы участвовать в приватизации?
- Процесс приватизации максимально открытый и прозрачный. На сегодня функционирует единая электронная площадка по продаже имущества, обеспечивающая гласность и прозрачность процесса приватизации. Вся информация, а также информация о проводимых торгах, в том числе фотографии объектов подлежащих приватизации будут размещаться на веб-сайте www.gosreestr.kz на казахском и русском языках, торги будут проводиться в электронном виде.
Необходимо отметить, что важным моментом данного масштабного мероприятия является доступность и прозрачность его реализации.
Подготовка к проведению торгов осуществляется в следующем порядке:
- производится сбор необходимых материалов по объекту приватизации;
- определяется начальная цена объектов приватизации на основании оценки объекта приватизации;
- определяется формы и методы торгов каждого объекта приватизации;
- объекты приватизации распределяются по отдельным торгам;
- определяется порядок внесения гарантийного взноса;
- устанавливаются сроки проведения торгов;
- при необходимости привлекается организатор;
- публикуется извещение о проведении торгов;
- принимаются гарантийные взносы;
- производится регистрация участников;
- осуществляется подготовка проекта договора купли-продажи.
Прозрачность проведения торгов заключается в том, что продавец и покупатель не контактируют между собой, покупатели не взаимодействуют и не видят друг друга.
Торги проводятся только в электронной форме и участвовать в торгах можно из любой точки страны. Для участия в электронных торгах необходимо получение ЭЦП – электронной цифровой подписи. Это одно из условий для участия в торгах. Процедура электронных торгов описана в Правилах продажи объектов приватизации.
Для регистрации в качестве участника аукциона и тендера необходимо на веб-портале реестра www.gosreestr.kz зарегистрировать заявку на участие в торгах по форме согласно приложению к Правилам, подписанную ЭЦП участника.
Участники торгов вносят гарантийный взнос в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, гарантийный взнос подлежит возврату. Гарантийный взнос возвращается также лицам, которые подали заявку, но не участвовали в торгах, которые участвовали в торгах, но не выиграли их, и лицам, письменно отказавшимся от участия в торгах не позднее чем за три рабочих дня до их проведения. Гарантийные взносы возвращаются на основании заявления о возврате гарантийного взноса, поданного участником торгов с указанием реквизитов этого участника.
При заключении договора купли-продажи с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им гарантийного взноса засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.
Продажа объектов приватизации осуществляется по рыночной стоимости объекта приватизации, при этом рыночная стоимость объекта приватизации может быть ниже балансовой стоимости объекта приватизации.
На основании договора купли-продажи продавец будет осуществлять проверку исполнения обязательств, в том числе по сохранению профиля деятельности.
- Как осуществляется порядок расчетов и оплата по проданному объекту?
- Расчеты по договору купли-продажи объектов приватизации производятся между продавцом и покупателем, при этом оплата приобретаемого объекта должна быть произведена в течение тридцати дней со дня подписания договора купли-продажи.
Допускается продажа объекта в рассрочку. Размер первоначального взноса при продаже в рассрочку приватизируемого объекта не может быть меньше пятнадцати процентов от цены продажи, а период рассрочки не может превышать три года. При внесении последующих сумм применяются правила исполнения денежного обязательства, установленные Гражданским кодексом Республики Казахстан. При продаже в рассрочку на еще не внесенные суммы начисляются проценты исходя из официальной ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан.
В текущем году планируется выставить на торги два объекта:
1) ГККП «Кызылординский областной центр формирования здорового образа жизни»;
2) Аральское городское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения многоотраслевого коммунального хозяйства.
- Куда поступают средства от приватизации объектов и какой результат ожидается от второй волны приватизации?
- Средства от продажи коммунальной собственности поступают в местный бюджет, от продажи собственности национальной компаний – соответственно в эти компании.
Сегодня приватизация, как одна из форм разгосударствления является эффективным механизмом для того, чтобы оживить бизнес. Государство заинтересовано в том, чтобы бизнес развивался, чтобы предприятия могли выпускать свою конкурентоспособную продукцию, а для этого необходимо, чтобы бизнесмены активно принимали участие в приватизации государственных активов.
По сути государство продаёт готовый бизнес, бизнес который будет доступен и привлекателен. Приобретая государственные предприятия, бизнесмен будет заинтересован в дальнейшем её продвижении, он будет вкладывать в неё свой капитал, тем самым имея возможность ещё больше заработать, а с другой стороны увеличить поступления налогов и снизить нагрузку на бюджет.
Приватизация для крупных компаний – это возможность привлечь инвестиции для модернизации и расширения производства, расширить рынки сбыта продукции, сохранить и увеличить рабочие места. Для населения же – это решение вопросов занятости, возможность получения дополнительных доходов в виде диведендов (покупка акций), повышение качества, расширение ассортимента услуг. При этом развитый конкурентный рынок позволит снизить цену услуг.
- Спасибо за содержательную беседу. Я думаю, мы еще не раз вернемся к этой теме.
Это непростой шаг, так как будет означать перераспределение ответственности между государством и рынком. Но мы должны пойти на него, чтобы сохранить высокие темпы экономического роста. Частный бизнес всегда и повсюду действует эффективнее государства. Поэтому мы должны передать в частные руки предприятия и услуги нестратегического характера. Это принципиально важный шаг для укрепления отечественного предпринимательства.
Хочется довести до наших читателей весь процесс приватизации от начала до конца. Что такое приватизация? Процедуры приватизации, кто может участвовать в приватизации?
Ответы на эти и другие вопросы, касающиеся приватизации мы решили задать заместителю управления финансов Кызылординской области Кудайбергенову Ринату Мажитовичу.
- Давайте начнем с того, как это все начиналось. Что подразумевается под словом приватизация? Какие условия необходимы для приватизации объектов? Какие объекты вошли в перечень приватизируемых объектов?
- Приватизация – это совокупность процедур по разгосударствлению экономики, направленная на уменьшение участия государства в частном секторе и самое главное, это одна из мер по стимулированию и развитию бизнеса.
В целях реализации «второй волны приватизации» изучен мировой опыт, проведен анализ макроэкономического эффекта на экономику страны от приватизации и состояние конкурентной среды, а также внесены необходимые изменения в действующее законодательство.
В результате анализа определен перечень организаций подлежащих приватизации, в которую вошли коммерчески ориентированные учебные и научные заведения, проектные институты, санатории, объекты социальной сферы, объекты осуществляющие деятельность по благоустройству населенных пунктов и вывозу твердо-бытовых отходов, ремонту автомобильных дорог, автобусные и троллейбусные парки, детские оздоровительные лагеря, активы акционерных обществ, национальных компаний и холдингов.
Государственные предприятия являются конкурентами частного бизнеса и приватизация призвана ликвидировать неравную конкуренцию в тех сферах, где работает частный бизнес.
В этой связи, правительством Республики Казахстан в целях реализации поручения Президента Республики Казахстан по проведению второй волны приватизации принят комплексный план приватизации на 2014-2016 годы, предусматривающий мероприятия по передаче организаций квазигосударственного сектора в конкурентную среду.
Таким образом, по всей стране началась масштабная приватизация объектов.
Вместе с тем, на сегодня, государственные предприятия продолжают оставаться конкурентами частного бизнеса.
В своем ежегодном Послании народу Казахстана от 30 ноября 2015 года «Казахстан в новой глобальной реальности: рост, реформы, развитие» Президент Республики Казахстан Н.Назарбаев указал пять направлений антикризисных и структурных преобразований, из которых третье направление предусматривает приватизацию и стимулирование экономической конкуренции.
Пересмотрен ряд положений Закона «О государственном имуществе», внесены существенные изменения в Правила продажи объектов приватизации, принят новый Комплексный план приватизации на 2016-2020 годы, в которую вошли 5 объектов коммунальной собственности Кызылординской области, а именно:
1) АО «Аэропорт Коркыт Ата»;
2) ГККП «Кызылординский областной центр формирования здорового образа жизни»;
3) ГКП на ПХВ «Клуб национальных видов спорта и массово-оздоровительной физической культуры» управления физической культуры и спорта Кызылординской области»;
4) Аральское городское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения многоотраслевого коммунального хозяйства;
5) ГККП «Детский оздоровительный лагерь «Сырдария» города Кызылорды.
В перечень объектов подлежащих передаче в конкурентную среду вошли, также 6 зависимых организаций акционерного общества «Национальная компания «Социально-предпринимательская корпорация «Байконыр».
- Что является объектом приватизации? Расскажите об основных принципах проведения приватизации.
- Объектами приватизации являются следующие виды государственного имущества:
предприятие как имущественный комплекс;
производственные и непроизводственные подразделения и структурные единицы предприятия как имущественного комплекса, приватизация которых не нарушает замкнутый технологический цикл;
имущество государственных юридических лиц, за исключением случаев, предусмотренных Законом;
акции акционерных обществ;
доли участия в уставном капитале товариществ с ограниченной ответственностью;
производные ценные бумаги, удостоверяющие права на акции акционерных обществ, принадлежащие государству.
Государственное имущество становится объектом приватизации со дня вынесения решения о его приватизации уполномоченным органом по государственному имуществу либо местным исполнительным органом.
В этой связи, при акимате области создана комиссия по вопросам оптимизации юридических лиц и объектов недвижимости, находящихся в коммунальной собственности, в которые включены представители государственных органов, представители Национальной палаты предпринимателей Казахстана, утверждены графики продаж.
Основными принципами проведения приватизации являются гласность, конкурентность, правопреемство, ответственность должностных лиц за законность проведения приватизации и достоверность представленных данных об объектах приватизации.
- Вы сказали, что внесены существенные изменения в Правила продажи объектов приватизации. Хотелось бы уточнить какими основными нормативными правовыми актами вы руководствуетесь?
- На сегодня внесены изменения и дополнения в закон «О государственном имуществе», а также в постановление Правительства Республики Казахстан от 9 августа 2011 года № 920 «Об утверждении Правил продажи объектов приватизации».
Если, в ранее действовавших Правилах продажи объектов приватизации на тендере при выставлении объекта приватизации на вторые и последующие торги стартовая цена снижалась не более чем на 20 процентов от стартовой цены предыдущего тендера, то согласно внесенным изменениям при выставлении объекта приватизации на вторые и третьи торги стартовая цена снижается на пятьдесят процентов, то есть наполовину от стартовой цены предыдущего тендера. В связи с этим, резко увеличивается возможность продажи объекта на вторых либо третьих торгах.
Кроме этого, аукционы и тендеры, в которых участвовал только один участник, признаются несостоявшимися, за исключением третьих торгов, на которых объект приватизации может быть продан единственному участнику. Тем самым, созданы условия для максимального участия в приватизации казахстанских и иностранных инвесторов, при этом продажа активов и квазигосударственного секторов будет осуществляться по справедливой рыночной стоимости, открыто и конкурентно.
В приватизации может участвовать – физическое или негосударственное юридическое лицо, зарегистрированное в установленном порядке.
Согласно закона «О государственном имуществе» в случае продажи на тендере государственных предприятий как имущественных комплексов условием тендера является сохранение профиля деятельности. Срок сохранения профиля деятельности определяется продавцом.
- Как осуществляется процесс приватизации? Что важно знать предпринимателю, чтобы участвовать в приватизации?
- Процесс приватизации максимально открытый и прозрачный. На сегодня функционирует единая электронная площадка по продаже имущества, обеспечивающая гласность и прозрачность процесса приватизации. Вся информация, а также информация о проводимых торгах, в том числе фотографии объектов подлежащих приватизации будут размещаться на веб-сайте www.gosreestr.kz на казахском и русском языках, торги будут проводиться в электронном виде.
Необходимо отметить, что важным моментом данного масштабного мероприятия является доступность и прозрачность его реализации.
Подготовка к проведению торгов осуществляется в следующем порядке:
- производится сбор необходимых материалов по объекту приватизации;
- определяется начальная цена объектов приватизации на основании оценки объекта приватизации;
- определяется формы и методы торгов каждого объекта приватизации;
- объекты приватизации распределяются по отдельным торгам;
- определяется порядок внесения гарантийного взноса;
- устанавливаются сроки проведения торгов;
- при необходимости привлекается организатор;
- публикуется извещение о проведении торгов;
- принимаются гарантийные взносы;
- производится регистрация участников;
- осуществляется подготовка проекта договора купли-продажи.
Прозрачность проведения торгов заключается в том, что продавец и покупатель не контактируют между собой, покупатели не взаимодействуют и не видят друг друга.
Торги проводятся только в электронной форме и участвовать в торгах можно из любой точки страны. Для участия в электронных торгах необходимо получение ЭЦП – электронной цифровой подписи. Это одно из условий для участия в торгах. Процедура электронных торгов описана в Правилах продажи объектов приватизации.
Для регистрации в качестве участника аукциона и тендера необходимо на веб-портале реестра www.gosreestr.kz зарегистрировать заявку на участие в торгах по форме согласно приложению к Правилам, подписанную ЭЦП участника.
Участники торгов вносят гарантийный взнос в размере, сроки и порядке, которые указаны в извещении о проведении торгов. Если торги не состоялись, гарантийный взнос подлежит возврату. Гарантийный взнос возвращается также лицам, которые подали заявку, но не участвовали в торгах, которые участвовали в торгах, но не выиграли их, и лицам, письменно отказавшимся от участия в торгах не позднее чем за три рабочих дня до их проведения. Гарантийные взносы возвращаются на основании заявления о возврате гарантийного взноса, поданного участником торгов с указанием реквизитов этого участника.
При заключении договора купли-продажи с лицом, выигравшим торги, сумма внесенного им гарантийного взноса засчитывается в счет исполнения обязательств по заключенному договору.
Продажа объектов приватизации осуществляется по рыночной стоимости объекта приватизации, при этом рыночная стоимость объекта приватизации может быть ниже балансовой стоимости объекта приватизации.
На основании договора купли-продажи продавец будет осуществлять проверку исполнения обязательств, в том числе по сохранению профиля деятельности.
- Как осуществляется порядок расчетов и оплата по проданному объекту?
- Расчеты по договору купли-продажи объектов приватизации производятся между продавцом и покупателем, при этом оплата приобретаемого объекта должна быть произведена в течение тридцати дней со дня подписания договора купли-продажи.
Допускается продажа объекта в рассрочку. Размер первоначального взноса при продаже в рассрочку приватизируемого объекта не может быть меньше пятнадцати процентов от цены продажи, а период рассрочки не может превышать три года. При внесении последующих сумм применяются правила исполнения денежного обязательства, установленные Гражданским кодексом Республики Казахстан. При продаже в рассрочку на еще не внесенные суммы начисляются проценты исходя из официальной ставки рефинансирования Национального Банка Республики Казахстан.
В текущем году планируется выставить на торги два объекта:
1) ГККП «Кызылординский областной центр формирования здорового образа жизни»;
2) Аральское городское государственное предприятие на праве хозяйственного ведения многоотраслевого коммунального хозяйства.
- Куда поступают средства от приватизации объектов и какой результат ожидается от второй волны приватизации?
- Средства от продажи коммунальной собственности поступают в местный бюджет, от продажи собственности национальной компаний – соответственно в эти компании.
Сегодня приватизация, как одна из форм разгосударствления является эффективным механизмом для того, чтобы оживить бизнес. Государство заинтересовано в том, чтобы бизнес развивался, чтобы предприятия могли выпускать свою конкурентоспособную продукцию, а для этого необходимо, чтобы бизнесмены активно принимали участие в приватизации государственных активов.
По сути государство продаёт готовый бизнес, бизнес который будет доступен и привлекателен. Приобретая государственные предприятия, бизнесмен будет заинтересован в дальнейшем её продвижении, он будет вкладывать в неё свой капитал, тем самым имея возможность ещё больше заработать, а с другой стороны увеличить поступления налогов и снизить нагрузку на бюджет.
Приватизация для крупных компаний – это возможность привлечь инвестиции для модернизации и расширения производства, расширить рынки сбыта продукции, сохранить и увеличить рабочие места. Для населения же – это решение вопросов занятости, возможность получения дополнительных доходов в виде диведендов (покупка акций), повышение качества, расширение ассортимента услуг. При этом развитый конкурентный рынок позволит снизить цену услуг.
- Спасибо за содержательную беседу. Я думаю, мы еще не раз вернемся к этой теме.