Курящий мальчик: казахстанцы пожаловались на ляпы в школьных учебниках
Kyzylorda-news.kz. Казахстанцы возмущены ляпами в школьных учебниках. Так, в газету "Время" обратились родители, которые продемонстрировали иллюстрацию из учебника "Основы грамоты" для 6-7 лет дошкольной группы, где изображен мальчик с сигаретой в руках, сообщает nur.kz.
Родители боятся, что такая картинка научит детей курить. С ними согласен психолог, который удивлен тем, что художник нарисовал детей на других картинках с различными предметами во рту.
По словам психолога, магистра педагогических наук, Светланы Третьяковой, у художника могут присутствовать..."какие-то ожидания или неудовлетворение". Психолог отмечает, что если на картинке в учебнике нарисовано курение, дети 6-7 лет могут подумать, что курить в детском возрасте нормально.
Кроме того, изначально родители говорят детям о том, что книжки учат доброму и хорошему, а также учат детей, что курить нельзя. Но если ребенок видит это в обучающей книжке, то у него может возникнуть внутренний конфликт, ребенок не будет понимать, кому верить - родителю или книге.
По мнению психолога, картинка неприемлема для развития психики ребенка.
А вот в учебнике "Обучение грамоте" за 1-й класс издательства “Алматыкiтап” обнаружили шесть стилистических ошибок.
Так, филолог преподаватель русского языка и литературы Ольга Анишкина рассказала, что предложение "Кафе - это заведение, где люди кушают” составлено неграмотно. По ее мнению, слово "кушают" носит уничижительный характер, и нужно говорить "едят".
Кроме того, в учебнике в правилах этикета прописана такая фраза, как "в кафе нужно заказывать меню”, однако правильно говорить - “ознакомиться или попросить меню”, рассказывает филолог. Еще одна фраза - "Какое меню было у вас?” тоже неверна, правильно будет спросить: “Какое меню вам предложили?”, уверяет Анишкина.
По словам филолога, в учебниках много ошибок, за которые приходится краснеть, учителя стараются не заострять на них внимание и менять формулировки. Более того, недавно дети сами обратили внимание на то, что неправильно поставлены ударения в словах - например, в слове "звонит" - на первом слоге, в слове "свекла"- на последнем.
Также в учебнике “Формирование элементарных математических представлений” для детсадов встречаются задачи без правильных вариантов решений.
Замдиректора республиканского научно-практического центра “Учебник” Адильхан Дуйсебек рассказал, что каждый год издательства за свой счет разрабатывают и выносят на экспертизу 500 учебников, из которых 70 процентов отбраковывается из-за ляпов. Причиной тому он видит слабую внутрииздательскую экспертизу.
Много ляпов встречается по фактам, личностям, историческим событиям, случаются грамматические ошибки, плохие иллюстрации, несоответствие возрастным особенностям детей, повторы.
Дело в том, уверяет он, что происходит переход на обновленное содержание, а выделено на это малое количество времени. Однако авторы издательства проходят обучение постоянно, уверяет он.
Сегодня учебники проходят восемь экспертиз, две - в центре "Учебник", общественная экспертиза среди родителей на сайте, затем региональное обсуждение с учителями, потом еще две экспертизы в МОН, затем - проверка республиканской комиссией и, наконец, проверка на социальное восприя¬тие журналистами.
По словам Адильхана Дуйсебека, из-за курящего мальчика переиздавать учебник не будут. Лишь через четыре года могут объявить новый конкурс, назначат новые экспертизы и появятся другие учебники.
По мнению Дуйсебека, курящий мальчик мог быть нарисован для того, чтобы дети рассуждали на тему, хороший он или нет? Подавать все в розовом цвете нельзя, уверяет замдиректора, а картинка - жизненная, призванная вызвать отвращение у ребенка.
По поводу неправильных формулировок в главе о кафе он ответил, что слово "кушают", скорее, написано для детей, тогда как "едят", по его мнению - более "взрослое" слово.
Он также предложил использовать другие источники информации и заменять спорные задания.