КОНКУРЕНЦИЯ И ЗАЩИТА ПРАВ ПОТРЕБИТЕЛЕЙ
Поддержание и защита конкуренции является важным принципом рыночной системы экономики. Преимущества рынка связаны с функционированием конкурентных рынков, т.е. рынков, где цены выступают в качестве механизма распределения ресурсов и благ, причем механизма, приводящего к эффективному распределению. При конкуренции именно решения многих продавцов и покупателей о предложении и спросе определяют рыночные цены. А последние, в свою очередь, определяют выбор благ потребителями и пропорции распределения ресурсов между различными отраслями. Когда монополия заменяет собой конкуренцию, продавцы могут воздействовать на рынок и манипулировать ценами к собственной выгоде и в ущерб обществу в целом. Монопольная цена, как правило, выше той, которая устанавливается на совершенно конкурентном рынке, а количество выпускаемой монопольной продукции - меньше конкурентного. Наличие монополии приводит к неэффективному распределению ресурсов и благ в сравнении с конкурентным рынком.
Кроме того, в условиях монополии суверенитет потребителя заменяется диктатом производителя на рынке. Это предопределяет вмешательство государства в работу рынков с сильной монопольной властью посредством проведения тех или иных антимонопольных мер, разработки антимонопольного законодательства и создания специальных государственных органов, контролирующих деятельность фирм, обладающих мощной монопольной властью.
Закон Республики Казахстан «О конкуренции» был принят в 2008 году.
Антимонопольный орган является государственным органом, осуществляющий руководство в сфере защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, контроль и регулирование деятельности, отнесенной к сфере государственной монополии.
Антимонопольное законодательство запрещает антиконкурентные соглашения, антиконкурентные согласованные действия субъектов рынка, злоупотребление доминирующим или монопольным положением, недобросовестной конкуренцией и антиконкурентные действия, соглашения государственных, местных исполнительных органов, направленные на ограничение конкуренции и ущемление законных прав потребителей.
Политика, проводимая в антимонопольной сфере, преследует две основные цели: первая – сообщать покупателям о существующих товарах и услугах с тем, чтобы с помощью соответствующих решений по их выбору можно было способствовать успешному функционированию рынка. Вторая цель заключается в защите покупателя в том случае, когда его положение как слабой стороны не дает возможность ему играть роль двигателя экономических выгод общества. Сочетание этих двух задач и их осуществление позволяет, с одной стороны, гарантировать благосостояние покупателя, а, с другой - производительную работу экономики в целом.
То есть, ставя перед собой задачу по защите прав покупателей, каждое государство, особенно проводимое рыночные преобразования, должно четко понимать, что без существования баланса между интересами производителей и покупателей, без доверия покупателя к производителю, конкуренция в свободном режиме быть не может. Только грамотное сочетание норм конкуренции и защиты покупателей гарантирует нормальное функционирование рынка. В итоге следует добавить, что под защитой прав потребителей понимают комплекс мер, проводимых государством и направленных на регулирование отношений между производителем товаров и их потребителем.
Алия ХОЖБАНОВА,
главный специалист отдела расследования и правового
обеспечения департамента Комитета по регулированию
естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК
по Кызылординской области
Кроме того, в условиях монополии суверенитет потребителя заменяется диктатом производителя на рынке. Это предопределяет вмешательство государства в работу рынков с сильной монопольной властью посредством проведения тех или иных антимонопольных мер, разработки антимонопольного законодательства и создания специальных государственных органов, контролирующих деятельность фирм, обладающих мощной монопольной властью.
Закон Республики Казахстан «О конкуренции» был принят в 2008 году.
Антимонопольный орган является государственным органом, осуществляющий руководство в сфере защиты конкуренции и ограничения монополистической деятельности, контроль и регулирование деятельности, отнесенной к сфере государственной монополии.
Антимонопольное законодательство запрещает антиконкурентные соглашения, антиконкурентные согласованные действия субъектов рынка, злоупотребление доминирующим или монопольным положением, недобросовестной конкуренцией и антиконкурентные действия, соглашения государственных, местных исполнительных органов, направленные на ограничение конкуренции и ущемление законных прав потребителей.
Политика, проводимая в антимонопольной сфере, преследует две основные цели: первая – сообщать покупателям о существующих товарах и услугах с тем, чтобы с помощью соответствующих решений по их выбору можно было способствовать успешному функционированию рынка. Вторая цель заключается в защите покупателя в том случае, когда его положение как слабой стороны не дает возможность ему играть роль двигателя экономических выгод общества. Сочетание этих двух задач и их осуществление позволяет, с одной стороны, гарантировать благосостояние покупателя, а, с другой - производительную работу экономики в целом.
То есть, ставя перед собой задачу по защите прав покупателей, каждое государство, особенно проводимое рыночные преобразования, должно четко понимать, что без существования баланса между интересами производителей и покупателей, без доверия покупателя к производителю, конкуренция в свободном режиме быть не может. Только грамотное сочетание норм конкуренции и защиты покупателей гарантирует нормальное функционирование рынка. В итоге следует добавить, что под защитой прав потребителей понимают комплекс мер, проводимых государством и направленных на регулирование отношений между производителем товаров и их потребителем.
Алия ХОЖБАНОВА,
главный специалист отдела расследования и правового
обеспечения департамента Комитета по регулированию
естественных монополий и защите конкуренции МНЭ РК
по Кызылординской области