ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ
— История казахской периодической печати связана непосредственно с именем Мустафы Шокая. Еще до своей эмиграции он осознал важную роль газет и журналов в политической борьбе, поэтому принимал активное участие в выпуске и определении идейной направленности газеты «Бірлік туы» («Знамя единства»). К сожалению, газета, издаваемая в 1917 году в Ташкенте, в апреле 1918 года перестала выпускаться.
Также Мустафа Шокай был членом редакционной коллегии газеты «Улуғ Түркістан», издаваемой с апреля 1917 года по инициативе Национального центра мусульман Туркестанского края. В этой газете публиковались статьи на темы единства тюркских народов, колониальной политики Советского правительства, национальной свободы. Хотя главным редактором газеты был представитель казанских татар Фатих Керими, но в определении ключевых позиций издания решающим было мнение Шокая.
С первых дней основания Советской власти Шокай понял, что новая власть не принесет никаких демократических изменений, что она представляет собой продолжение политики царской России, и он был вынужден покинуть Родину.
Табу на Мустафу Шокая впервые нарушил писатель Ануар Алимжанов, в 1992-м году опубликовав в газете «Қазақ әдебиеті» большую статью. Спустя три года на совещании в ЦК КП Казахстана был поднят вопрос о реабилитации Шокая.
Находясь в эмиграции, Мустафа Шокай совмещал политическую борьбу с деятельностью публициста, редактора, используя информационные средства, как главное орудие в борьбе за национальную свободу. Я считаю, что нынешнее поколение надо воспитывать на нашей истории. Для этого молодежь необходимо знакомить с многочисленными трудами Мустафы Шокая.
Бейбит КОЙШЫБАЕВ,
историк, шокаевед.
Также Мустафа Шокай был членом редакционной коллегии газеты «Улуғ Түркістан», издаваемой с апреля 1917 года по инициативе Национального центра мусульман Туркестанского края. В этой газете публиковались статьи на темы единства тюркских народов, колониальной политики Советского правительства, национальной свободы. Хотя главным редактором газеты был представитель казанских татар Фатих Керими, но в определении ключевых позиций издания решающим было мнение Шокая.
С первых дней основания Советской власти Шокай понял, что новая власть не принесет никаких демократических изменений, что она представляет собой продолжение политики царской России, и он был вынужден покинуть Родину.
Табу на Мустафу Шокая впервые нарушил писатель Ануар Алимжанов, в 1992-м году опубликовав в газете «Қазақ әдебиеті» большую статью. Спустя три года на совещании в ЦК КП Казахстана был поднят вопрос о реабилитации Шокая.
Находясь в эмиграции, Мустафа Шокай совмещал политическую борьбу с деятельностью публициста, редактора, используя информационные средства, как главное орудие в борьбе за национальную свободу. Я считаю, что нынешнее поколение надо воспитывать на нашей истории. Для этого молодежь необходимо знакомить с многочисленными трудами Мустафы Шокая.
Бейбит КОЙШЫБАЕВ,
историк, шокаевед.