ГОВОРЯТ УЧАСТНИКИ КОНФЕРЕНЦИИ
— Личность борца за независимость Туркестана Мустафы Шокая сейчас необычайно популярна. Шокай — гордость не только казахского народа, но и всего тюркского мира.
Мустафа Шокай хотел объединить под единым тюркским знаменем народы Средней Азии, мечтал о свободе и процветании своего народа. В этом плане, на мой взгляд, было бы уместно провести параллель между личностями Мустафы Шокая и идеолога единения тюркского мира, одного из учредителей первого турецкого политического движения «Иттихади Османие», впоследствии превратившегося в младотурецкую партию «Единение и прогресс» Али бея Гусейнзаде. Также мне бы хотелось уделить особое внимание эмигрантской судьбе Мустафы Шокая, в частности, периоду его жизни, который он провел в Баку и Стамбуле. Известно, что через казахские степи и Каспийское море Мустафе удалось благополучно прибыть в Баку, где он находился весной 1919 года до своего отъезда в Тифлис. Этот пе¬риод его жизни хорошо запечатлен в фильме казахского кинорежиссера Сатыбалды Нарымбетова – «Мустафа Шокай».
Статьи, опубликованные Шокаем в журнале «Жана Туркестан», охватывали политическую, экономическую и культурную стороны жизни Туркестана, разделенного советскими властями на несколько частей. С этой точки зрения труды Шокая, опубликованные в данном журнале и других изданиях, имеют огромное историческое значение. Статьи «Туркестанский вопрос», «Национальная политика, проводимая Советами в Туркестане», «Советская политика голода в Туркестане», «Туркестану угрожает голод», «Новая волна русской переселенческой политики и миссия туркестанцев» и другие, представляют собой большую научно-историческую ценность.
Султанали БАЛГАБАЕВ,
общественный деятель, профессор, писатель-драматург
Мустафа Шокай хотел объединить под единым тюркским знаменем народы Средней Азии, мечтал о свободе и процветании своего народа. В этом плане, на мой взгляд, было бы уместно провести параллель между личностями Мустафы Шокая и идеолога единения тюркского мира, одного из учредителей первого турецкого политического движения «Иттихади Османие», впоследствии превратившегося в младотурецкую партию «Единение и прогресс» Али бея Гусейнзаде. Также мне бы хотелось уделить особое внимание эмигрантской судьбе Мустафы Шокая, в частности, периоду его жизни, который он провел в Баку и Стамбуле. Известно, что через казахские степи и Каспийское море Мустафе удалось благополучно прибыть в Баку, где он находился весной 1919 года до своего отъезда в Тифлис. Этот пе¬риод его жизни хорошо запечатлен в фильме казахского кинорежиссера Сатыбалды Нарымбетова – «Мустафа Шокай».
Статьи, опубликованные Шокаем в журнале «Жана Туркестан», охватывали политическую, экономическую и культурную стороны жизни Туркестана, разделенного советскими властями на несколько частей. С этой точки зрения труды Шокая, опубликованные в данном журнале и других изданиях, имеют огромное историческое значение. Статьи «Туркестанский вопрос», «Национальная политика, проводимая Советами в Туркестане», «Советская политика голода в Туркестане», «Туркестану угрожает голод», «Новая волна русской переселенческой политики и миссия туркестанцев» и другие, представляют собой большую научно-историческую ценность.
Султанали БАЛГАБАЕВ,
общественный деятель, профессор, писатель-драматург