ИЗМЕНЕНИЕ КОНЦЕПЦИИ РАБОТЫ АНТИМОНОПОЛЬНОЙ СЛУЖБЫ
30 октября 2015 года Президент Республики Казахстан Н.А.Назарбаев подписал проект Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан, который начал действовать с 1 января 2016 года. Закон Республики Казахстан «О конкуренции» с 1 января 2016 года утратил силу и положения названного Закона перешли в раздел «Экономическая конкуренция» Кодекса.
Так, основные новшества в антимонопольном законодательстве Республики Казахстан с принятием Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан состоят в следующем.
- исключение защиты прав потребителей из состава квалифицирующих признаков нарушений антимонопольного законодательства;
- изменение подходов ведения Реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на соответствующих рынках, а также мониторинга за деятельностью доминантов и отчетности;
- пересмотр механизма ценового регулирования;
- приведение подходов к определению доминирующего положения субъектов рынка в соответствии с лучшей мировой практикой;
- введение предварительного коллегиального рассмотрения проектов заключений по делам о нарушений антимонопольного законодательства;
- совершенствование института предписаний антимонопольного органа, вносимых государственным органом в части дополнения необходимостью выполнения действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Также, хотелось бы обратить внимание, что для расширения и (или) изменения осуществляемых видов деятельности государственных предприятий и юридическими лицами с участием государства (более 50%) потребуется получить согласие антимонопольного органа, чем усилена роль антимонопольного органа.
Кроме того, по результатам ежегодно проведенных анализов антимонопольный орган имеет право сформировать перечень субъектов квазигосударственного сектора, подлежащих передаче в конкурентную среду.
В частности, предполагается проведение оценки деятельности квазигосударственных субъектов путем внедрения принципов субсидиарности, направленных на определение вспомогательной роли участия государства в предпринимательской среде. Так, в полном соответствии со вспомогательной ролью государства в предпринимательской среде на основе принципов субсидиарности, на основе которых будут создаваться либо действуют государственные предприятия и юридические лица, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилиированные с ними лица, будут определены согласно методике по проведению анализа рынка и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 741.
Вместе с тем, постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года за № 1095 утвержден Перечень видов деятельности, осуществляемых юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилиированными с ними лицами.
Во исполнение данного постановления Правительства Республики Казахстанцентральные и местные исполнительные органы, национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании (по согласованию) до 1 апреля 2016 года должны привести в соответствие виды деятельности данному Перечню своих подведомственных юридических лиц (прямое или косвенное владение акциями (долями участия) в которых составляет более пятидесяти процентов), путем исключения из уставных документов видов.
То есть, юридические лица с участием государства, виды деятельности которых не соответствуют данному Перечню уйдут с рынка.
Тем самым, сократится участие государства в предпринимательской деятельности.
Данные внесения изменения и дополнения в антимонопольное законодательство является большим шагом к трансформации антимонопольного органа Республики Казахстан, обеспечению прозрачности, повышению эффективности его деятельности и внедрению стандартов ОЭСР, а также снижению нагрузки на бизнес.
Департамент Комитета по регулированию естественных
монополий и защите конкуренции Министерства
национальной экономики Республики Казахстан
по Кызылординской области
Так, основные новшества в антимонопольном законодательстве Республики Казахстан с принятием Предпринимательского Кодекса Республики Казахстан состоят в следующем.
- исключение защиты прав потребителей из состава квалифицирующих признаков нарушений антимонопольного законодательства;
- изменение подходов ведения Реестра субъектов рынка, занимающих доминирующее или монопольное положение на соответствующих рынках, а также мониторинга за деятельностью доминантов и отчетности;
- пересмотр механизма ценового регулирования;
- приведение подходов к определению доминирующего положения субъектов рынка в соответствии с лучшей мировой практикой;
- введение предварительного коллегиального рассмотрения проектов заключений по делам о нарушений антимонопольного законодательства;
- совершенствование института предписаний антимонопольного органа, вносимых государственным органом в части дополнения необходимостью выполнения действий, направленных на обеспечение конкуренции.
Также, хотелось бы обратить внимание, что для расширения и (или) изменения осуществляемых видов деятельности государственных предприятий и юридическими лицами с участием государства (более 50%) потребуется получить согласие антимонопольного органа, чем усилена роль антимонопольного органа.
Кроме того, по результатам ежегодно проведенных анализов антимонопольный орган имеет право сформировать перечень субъектов квазигосударственного сектора, подлежащих передаче в конкурентную среду.
В частности, предполагается проведение оценки деятельности квазигосударственных субъектов путем внедрения принципов субсидиарности, направленных на определение вспомогательной роли участия государства в предпринимательской среде. Так, в полном соответствии со вспомогательной ролью государства в предпринимательской среде на основе принципов субсидиарности, на основе которых будут создаваться либо действуют государственные предприятия и юридические лица, более пятидесяти процентов акций (долей) которых принадлежат государству, и аффилиированные с ними лица, будут определены согласно методике по проведению анализа рынка и оценки состояния конкурентной среды на товарном рынке, утвержденный приказом Министра национальной экономики Республики Казахстан от 30 ноября 2015 года № 741.
Вместе с тем, постановлением Правительства Республики Казахстан от 28 декабря 2015 года за № 1095 утвержден Перечень видов деятельности, осуществляемых юридическими лицами, более пятидесяти процентов акций (долей участия в уставном капитале) которых принадлежат государству, и аффилиированными с ними лицами.
Во исполнение данного постановления Правительства Республики Казахстанцентральные и местные исполнительные органы, национальные управляющие холдинги, национальные холдинги, национальные компании (по согласованию) до 1 апреля 2016 года должны привести в соответствие виды деятельности данному Перечню своих подведомственных юридических лиц (прямое или косвенное владение акциями (долями участия) в которых составляет более пятидесяти процентов), путем исключения из уставных документов видов.
То есть, юридические лица с участием государства, виды деятельности которых не соответствуют данному Перечню уйдут с рынка.
Тем самым, сократится участие государства в предпринимательской деятельности.
Данные внесения изменения и дополнения в антимонопольное законодательство является большим шагом к трансформации антимонопольного органа Республики Казахстан, обеспечению прозрачности, повышению эффективности его деятельности и внедрению стандартов ОЭСР, а также снижению нагрузки на бизнес.
Департамент Комитета по регулированию естественных
монополий и защите конкуренции Министерства
национальной экономики Республики Казахстан
по Кызылординской области