ВЕЛИКИЙ КАЗАХ, СТАВШИЙ КУМИРОМ ЛИДЕРА КУБЫ
В далеком 1963 году в испаноязычных газетах было опубликовано интервью лидера кубинской революции Фиделя Кастро. Один вопрос звучал так: «Кого из героев Второй мировой войны вы могли бы назвать своим кумиром?». Команданте, не задумываясь, ответил: «Это герой книги Александра Бека «Волоколамское шоссе» – казах Момышулы».
Другой известный кубинский революционер Фернандо Мартинес Эредиа в свое время писал: «Кубинцы в большинстве своем, прежде чем изучать марксизм-ленинизм, читают «Волоколамское шоссе». Эту книгу нашли и в рюкзаке убитого Эрнесто Че Гевары. Для латиноамериканских борцов за свободу книга «Волоколамское шоссе» была учебником по ведению боевых действий. А все потому, что мемуары прославленных полководцев рассказывают о крупномасштабных военных операциях. Поэтому Фиделю Кастро и Эрнесто Че Геваре, под началом которых были малочисленные отряды, эти мемуары мало чем могли помочь. А вот боевой опыт старшего лейтенанта Бауыржана Момышулы, тактика действий его пехотного батальона против превосходящих сил противника были нужны Кастро и Че Геваре как воздух. Эффективнее всего им помогла тактическая операция, получившая в военной науке название «спираль Момышулы».
Истины ради надо сказать, что этот тактический прием разработал генерал Иван Панфилов. Но на практике его мастерски осуществил именно Бауыржан Момышулы. Суть этой военной стратегии заключается в том, чтобы нанести удар по движущейся вражеской колонне, а после непродолжительного боя отступить. Попутно организовывались засады, в которые заманивали врага, а после того как воинские подразделения противника растягивались, отряд Момышулы вновь возвращался для удара по основным силам врага.
Используя «спираль Момышулы», 316-я алма-атинская стрелковая дивизия, посланная на верную гибель, смогла замедлить продвижение фашистов на Москву. Генерал-полковник Эрих Гепнер, командовавший 4-й танковой группой, впервые встретил подобную оборонительную тактику. В своих донесениях Гитлеру он писал: «Эта дикая дивизия воюет в нарушение всех правил ведения боя. А ее солдаты не сдаются в плен, чрезвычайно фанатичны и не боятся смерти».
Бауыржан Момышулы, вступивший в свой первый бой командиром батальона, уже через месяц стал командовать полком, хотя и оставался в скромном звании старшего лейтенанта. Под Демьянском полк Момышулы встретился с элитной дивизией СС «Мертвая голова». Своей целью Бауыржан Момышулы выбрал шесть поселков, занятых врагом. Двадцать отрядов, на которые разделился его полк, под покровом ночи попеременно атаковали сразу все цели. Как только враг организовывал оборону, отряд отступал, а через несколько минут уже другой отряд атаковал деревню с другой стороны. Такой ад несколько часов творился на всех шести направлениях удара. Хваленая дивизия «Мертвая голова» была уверена, что сдерживает главное наступление Красной армии. Фашисты даже не предполагали, что ведут бой лишь с одним полком. За ночь потери Бауыржана Момышулы составили 157 бойцов, а эсэсовская дивизия недосчиталась 1 200 солдат.
Кубинские «барбудос» умело использовали тактику Панфилова и Момышулы. А когда Фидель Кастро отправился с визитом в Советский Союз, то одним из главных его желаний было познакомиться с легендарным Бауыржаном Момышулы. Благо что он жил в Москве и преподавал в военном училище. Но была одна загвоздка: многоквартирный дом, где жил Момышулы, находился в ужасном состоянии. Столичные власти предложили его семье переехать в новую квартиру, но Бауыржан Момышулы наотрез отказался. Он заявил, что ему не стыдно принимать гостей в таком доме, а если кому-то стыдно за его квартиру, то пусть он с этим и живет.
Встреча команданте и панфиловца была коротка, поэтому кубинский министр обороны Рауль Кастро пригласил Бауыржана Момышулы на остров Свободы. Вскоре он отправился туда в составе большой советской делегации. Но все внимание принимающей стороны было приковано только к Момышулы. Ему оказывались особые почести. Например, когда он входил в помещение, все присутствовавшие вставали. Где бы ни появлялся Бауыржан Момышулы, его всюду встречали с восторгом. Газеты и журналы на первых полосах печатали его фотографии.
Так незаметно пролетели десять дней. Когда настала пора возвращаться домой, началось самое интересное. Кубинские военные подняли вопрос о том, чтобы продлить пребывание Момышулы еще на месяц. Они хотели, чтобы их кумир читал лекции в военных вузах Кубы. В ответ Бауыржан Момышулы заявил, что управится и за 10 дней, а больше задерживаться не может – его ждут свои курсанты. Кстати, в московском военном училище он вел курсы «Выход из окружения без потерь» и «Ведение ночных боев в наступлении». Эту тему Момышулы знал очень хорошо. Пять раз он выходил из окружения, сохранив боеспособность своего батальона. Причем со сверхважными разведданными. Например, в первый же день на фронте Бауыржан Момышулы, взяв самых опытных бойцов, подобрался ночью к одной из деревень, занятых врагом, и меньше чем за час уничтожил три сотни фашистов.
Несмотря на то что вся Куба встречала Момышулы как героя, в советских газетах об этой поездке не было написано ни слова. На то были две причины. Первая: Бауыржан Момышулы женился на женщине, которая ушла от мужа. В газете «Қазақ әдебиеті» даже появился фельетон, в котором его назвали разрушителем чужой семьи. Но главная причина заключалась в следующем: прямолинейный Момышулы, не стесняясь в выражениях, нелицеприятно критиковал первого секретаря ЦК КПСС Никиту Хрущева. Естественно, это не осталось без внимания соответствующих органов, поэтому Бауыржана Момышулы зачислили в категорию неблагонадежных.
Когда в 1963 году Момышулы ступил на кубинскую землю, ему было 53 года, Кастро – 37, а Че Геваре – 35 лет. Получив от прославленного советского командира уроки военного искусства, кубинцы избрали Момышулы почетным командиром 53-й дивизии Революционных вооруженных сил Кубы. Это было проявлением высшего воинского почета.
Источник express-k.kz