ПРАЗДНИК КУМЫСА
Есть у казахов древний обычай проводить в последнюю неделю мая праздник «Қымыз мұрындық». Согласно обычаю, тот, кто производит кымыз, или кумыс, после приготовления продукта в достаточном объеме приглашает друзей, соседей и всех знакомых на первый кумыс.
Накрывают праздничный дастархан. Для этого режут жертвенное животное, готовят баурсаки и другие угощения. Смысл обычая имеет глубокую философскую суть. Для казаха лошадь служила транспортом во время военных походов, в быту не требует особого ухода, потребляя круглый год подножный корм. Ее молоко является целебным и излечивает от многих болезней.С древних времен казахи отмечают обряд «Қымыз мұрындық» – это благодарность создателю за благополучие и достаток.
Во время обряда «Қымыз мұрындық», например, среди женщин проводилась игра «қатын күрес» или женское единоборство. Женщины привязывали кимешек на пояс и боролись друг с другом.
С кумысом также связан обряд «Бие байлау», что в переводе означает «сватание жеребца». Он проводился для сохранения чистоты крови и селекции в табунах.
«Готовка кумыса» – еще один обряд, связанный с приготовлением целебного и вкусного напитка. Он состоит из нескольких частей – это дойка кобылы, окуривание чистой деревянной колоды, закваска кумыса и после нескольких дней – проба напитка за праздничным столом.
С кумысом также связаны национальные игры. Одна из них – «Бие қымыз». В игре обычно участвуют мужчины. По кругу они начинают пить кумыс, из круга выбывает тот, кто не выпил очередную чашку. В итоге побеждает участник, выпивший больше всех кумыса.
Существует немало фактов и легенд о целебных свойствах этого напитка. Про удивительные свойства его писали Геродот, Марко Поло. О том, что кумыс полезен для здоровья, заметили и иностранцы. Врач экспедиций Альфонс Ягмин, побывавший в Казахстане в 1841 году, отметил в своем дневнике, что кумыс лечит многие болезни, в том числе туберкулез.
О лечебных свойствах чудодейственного напитка писал и медик Р. Кноблок в своей статье «О лечении кумысом» в ежедневной газете «Русские ведомости»: «В летние месяцы в Москве не прекращается лечение этим напитком. Хотелось бы, чтобы это нашло свое продолжение осенью и зимой. Опасные заболевания горла, анемии, восстановление здоровья женщин после родов – все это может быть воплощено кумысом». Вокруг этой статьи образовалась немалая дискуссия, публиковались поддерживающие автора мнения. В газете «Русские ведомости» от 17 июля 1870 года было написано, что в Москве есть 10 магазинов, торгующих кумысом.
Польский революционер Адольф Янушкевич, живший многие годы в казахских степях и неоднократно встречавшийся с отцом великого поэта Абая – Кунанбаем, оставил такую запись: «Лихорадка, как уверяли нас, свирепствует только с начала весны; летом же влияние свежего воздуха, движение, кумыс избавляют больного от нее и без помощи лекарственных средств».
Известно, что драматург Владимир Иванович Немирович-Данченко в 1879 году в письме знакомому Ф.Д. Нефедову писал: «Ну, и слава кумысу, что поправляет Вас, добрый Филлип Демидович! Поправляйтесь, поправляйтесь, и дело наше, которое мы полюбили, как свое родное детище, пойдет шибче. Здоровье придаст энергию – истина. Ах, кабы этот кумыс да на Ваш почерк повлиял!».
Художник Василий Васильевич Верещагин, написавший немало картин из жизни казахов, тоже любил пить кумыс. Ученая Кальсим Шакировна Кереева-Канафиева автор книги «Русско-казахские литературные отношения (вторая половина ХІХ – первое десятилетие ХХ в.)» пишет о том, как художник впервые попробовал этот напиток: «В Меновом дворе русский художник впервые попробовал вкус кумыса. Напиток оказался некрепким, но чрезвычайно кислым».
Об этом сказочном напитке издревле ходили легенды. Будто ханы, чтобы сохранить молодость, а красавицы, чтобы сохранить свою прелесть, купались в кумысе.
В жизни двух великих казахских писателей Беимбета Майлина и Габита Мусрепова был случай, связанный с кумысом, о чем повествуется в рассказе Г. Мусрепова «Биаға». Два друга по перу в одной поездке становятся свидетелями рождения ребенка. Пуповину новорожденного разрезает Беимбет Майлин. Габит Мусрепов нарекает мальчика именем Беимбета Майлина – Биага, так писателя называли люди. «Горький новорожденного младенца купает в морской воде, а мы нашего мальчика искупали в кумысе. Ребенок, поняв, что он пришел в новый мир, сразу издал громкий голос» – написал писатель.
Саба – самый лучший сосуд для сохранения кумыса. Казахские саба были разного размера. В воспоминаниях писателя Сакена Сейфуллина «Сол жылдарда» («В те годы») есть такое свидетельство: «В середине юрты стоит большого размера саба, сшитая из кожи двух кобылиц, в ней стоит посеребренный болтушник, украшенный перьями филина. Запах маслянистого кумыса пьянит любого. Рядом с саба стоят два вспотевших джигита, поочередно взбалтывающие кумыс. Два других джигита наливают кумыс в большое тегене – чашу и постоянно размешивают напиток ковшом. Один наливает в инкрустированную чашку кумыс, а другой разносит сидящим вокруг». Для изготовления сабы обычно использовалась лошадиная кожа, подвергнутая длительному копчению дымом.
Известный исследователь казахского быта Халел Аргынбай пишет, что при проведении свадеб кумыс был своего рода показателем: «В каждой юрте для гостей был приготовлен кумыс. Из каких аулов были привезены сабы с кумысом оповещали официанты в стихах. Поэтому все старались приготовить вкусный добротный кумыс. Некоторые богатые люди ручки болтушек для сабы с кумысом инкрустировали серебром, заказывали большие саба вместимостью 100 литров.
Вышеприведенные факты доказывают, что для казахов кумыс всегда был важным и лечебным напитком. И сейчас многие из нас с удовольствием пьют этот полезный для здоровья древний напиток.
Талгат Ермаганбет с супругой Айгуль уже не одно десятилетие занимаются в Кызылорде изготовлением кумыса. Сначала целебный напиток был предназначен для членов семьи, позже – и на продажу.
– Приготовление кумыса у нас дело семейное, – рассказывает Айгуль. – Я из многодетной сельской семьи. В памяти сохранились детские годы, когда помогала родителям ухаживать за лошадьми, училась их доить. Затем из кобыльего молока готовили вкусный, полезный и целебный напиток, которым угощали гостей. Когда вышла замуж и родила первенца, у меня пропало молоко. Тогда по моей просьбе муж купил лошадь, ее молоко заменило нашему ребенку материнское, поскольку в определенной степени соответствует ему по составу.
На опыт своих предков, старшего поколения и свой собственный понадеялась Айгуль, решив начать с супругом семейный бизнес.
– Смысл в том, чтобы производить отечественный продукт, востребованный на местном рынке, – считают супруги. – Выгодно всем с любой точки зрения: экономической, морально-нравственной, с позиции патриотизма. Мы открыли несколько точек, где продаем этот напиток. Есть ряд местных кафе, которые в меню включили этот эликсир здоровья. Праздник «Қымыз мұрындық» отмечаем вот уже десять лет. И нынешний год не станет исключением.
Наталья ЧЕРНЕЙ