ЧУВСТВОВАТЬ СВОИ КОРНИ. КАК СДЕЛАТЬ КАЗАХСТАН УЗНАВАЕМЫМ В МИРЕ
Задача модернизации сознания, которую поставил в прошлом году Президент Нурсултан Назарбаев – это не что-то философски-абстрактное. Цель «Третьей модернизации» – обеспечить успешность, конкурентоспособность страны и каждого ее гражданина. И это не придумано кем-то в Казахстане – это взято из опыта множества ныне преуспевающих стран: одним из важнейших условий конкурентоспособности, успешности нации и государства в мире является узнаваемость, то есть продвижение своего яркого, неповторимого культурного образа. Все знают, к примеру, о природной дотошности, последовательности и любви к порядку у немцев, что обеспечивает товарам из Германии всемирную славу самых надежных и качественных. Или о «трудоголизме» японцев и корейцев, их извечном стремлении к совершенству в любом большом и малом деле. И так далее. Для каждого государства сама идея независимости страны подразумевает наличие неких уникальных особенностей, своей неповторимой национальной и духовно-культурной идентичности её граждан.
И Казахстан, который сегодня становится все более узнаваемым в мире, также остро нуждается в продвижении и популяризации своего культурного кода, своего многовекового национально-культурного наследия. А оно на самом деле неповторимо – ведь это традиции нашей казахской степной культуры, которая, в свою очередь, основана на архетипах и нравственных принципах древней центральноазиатской кочевой цивилизации.
Образ той или иной страны в первую очередь ассоциируется с ее традициями и культурными достижениями, с темпераментом и национальным характером ее жителей, и уже затем – с экономикой и политикой. Говоря об этом, Нурсултан Назарбаев в своей статье привел очень показательный пример, как киноиндустрия Голливуда внесла колоссальный вклад в глобальный имидж США в эпоху «холодной войны». Такие понятия как «американская мечта», «американский характер» были успешно продвинуты именно благодаря крупнейшей в мире кинофабрике, и это блестящий пример того, как нужно продвигать свой позитивный имидж на международной арене.
«Если мы хотим быть нацией со своим неповторимым местом на глобальной карте XXI века, то мы должны реализовать проект – «Современная казахстанская культура в глобальном мире, – пишет Н.Назарбаев. – Речь идет о том, чтобы мир узнал нас не только по ресурсам нефти и крупным внешнеполитическим инициативам, но и по нашим культурным достижениям».
Это не простое дело. Это масштабная, сложная и трудоемкая работа. Необходимо создание ярких высококлассных фильмов, пропагандирующих казахстанскую культуру и раскрывающих наш национальный характер. Нужна постоянная, планомерная презентация в разных странах лучших образцов нашей национальной культуры. Необходимо осуществить огромный массив переводческой работы, о чем отдельно сказал Президент. Сможем ли мы достойно решить эти задачи, показать всему миру, что мы – достойные наследники тысячелетнего культурного богатства Великой Степи? Сможем ли тонко и точно передать дух этой культуры, дух наших предков, и показать, что он живёт и продолжается в новых поколениях казахстанцев?
Конечно, это во многом зависит от творческой элиты страны. Но здесь также очень важен и фактор общей культуры народа, нравственной и культурной преемственности поколений. Как японцы, будучи современнейшей «цифровой» нацией, тем не менее духовно и культурно остались японцами, не растворившись в агрессивном потоке глобальной массовой культуры, так и мы должны остаться собой, остаться казахстанцами – людьми, которые знают и ценят свои исторические духовные основы. Обеспечить такую преемственность – одна из важнейших целей инициированного президентом Нурсултаном Назарбаевым процесса модернизации общественного сознания. Цель – сделать осознание собственной гражданской идентичности основой мировоззрения каждого молодого человека. В этом, собственно, и заключается истинный патриотизм. Только те, кто по-настоящему искренне любит свою Родину и знает её историю, смогут достойно представить эту уникальную культуру в мире.