НАСЛЕДИЕ ЛЕГЕНДАРНОГО КОРКЫТА
«Новая модернизация не должна, как прежде, высокомерно смотреть на исторический опыт и традиции. Наоборот, она должна сделать лучшие традиции предпосылкой, важным условием успеха модернизации».
(Из статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
Традиции, язык, мудрость и музыка предков продолжаются в новых поколениях казахстанцев. Недавняя история, о которой рассказали жители Жезказгана, лишний раз это подтверждает. В этом городе уже не одно поколение бережно хранит и использует древний кобыз. Как рассказывают местные кюйши, на нем играют уже как минимум три века. При этом музыкальный инструмент находится в прекрасном состоянии – забота о нём является семейной традицией.
Изначально кобыз принадлежал знаменитому местному баксы Досымбаю Итемгенулы. Его семья продолжает хранить и оберегать творение древних мастеров. Это не простой инструмент, а особенный – так называемый «чёрный кобыз», созданный в старину по сложнейшей древней технологии. Его хранит и использует уже пятое поколение кюйши.
Мать семейства Зипан-апа бережёт старинный кобыз как зеницу ока, храня его в белоснежной материи. Она заботится о том, чтобы инструмент не высыхал, следя за тем, чтобы он находился обязательно в тёплом помещении с достаточной влажностью.
Удивительно, но древний инструмент, которому сохранился в первозданном виде, как новый. Только струны его немного ослабли, но это не мешает кюйши настраивать кобыз и играть на нём, извлекая удивительно тонкий мелодичный звук. Создан он из бухарской джиды. На дне чаши находится зеркало, а головка кобыза обвешана металлическими пластинами, которые звенят в такт музыке. Причём это не просто украшения. Когда-то давно, в старину, многие люди верили, что кобыз и его хозяин – баксы – обладают особой силой и способны предотвращать опасные явления.
Кобыз среди казахов считается древним сакральным инструментом. Многие из тех, кто играл на нём, остались в памяти народа не только как полулегендарные личности, но и как реальные исторические персонажи. Баксы – вообще особый социальный слой среди многих тюркских народов, и казахи с незапамятных времён почитали их.
В советский период, когда о традициях, пришедших из истории народа, говорили не иначе как о «пережитках прошлого», кобыз семьи Итемгенулы интересовал исследователей исключительно как научно ценный артефакт. Полвека назад за этим древним инструментом «охотились» заезжие исследователи – они специально прибыли из Москвы с целью забрать его. Однако кобыз остался в семье, вспоминает Зипан-апа.
– Наш Досымбай-баксы умер в 82 года. Перед смертью он завещал кобыз своему внуку Жумадильде. Тот передал по наследству инструмент сыну Дастанбеку, моему мужу. Аксакал уже умер, и теперь о семейной реликвии забочусь я, - говорит она.
О владельце старинного инструмента Досымбае-баксы известно немногое, но, во всяком случае, местные жители называют его продолжателем традиций великого Коркыт ата, легендарного создателя кобыза. Доподлинно не известно, был ли создателем «чёрного кобыза» именно легендарный Коркыт, или инструмент сделал кто-то из его учеников. Историки предполагают, что Досымбай Итемгенулы – один из последних известных баксы в истории казахских степей, и именно с его «чёрным кобызом» связано первое официальное упоминание о знаменитом кюйши.
Сегодня честь взять в руки этот инструмент и извлечь из него волшебные звуки унаследовали внуки и правнуки великого баксы. На наших глазах древняя история народа продолжается в новых поколениях.