СКОЛЬКО ГОР – СТОЛЬКО И КОВЧЕГОВ
«Человек – существо не только рациональное, но и эмоциональное. Малая родина – это место, где ты родился и вырос, а порой и прожил всю жизнь. Там горы, реки, рассказы и мифы об их возникновении, имена людей, оставшихся в памяти народа. Можно продолжить перечисление. Все это важно».
(Из статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
Сакральная карта Казахстана богата священными и очень древними местами, глубоко почитаемыми в народе. Легенды о них – не менее древние и очень красивые, а местные старожилы относятся к этим легендам очень серьезно. И это укрепляет нашу уверенность в том, что события, о которых они рассказывают, действительно были – сколь бы фантастическими они ни казались.
Вот так и библейская история про Ноев ковчег оставила след от армянского Арарата до нашего казахского Казыгурта. Ведь сколько было потопов – столько и легенд, сколько гор – столько и ковчегов, и у каждого народа в этой истории есть свой Ной. Недалеко от Шымкента веками привлекает людей овеянная бесчисленными легендами и преданиями скала-загадка, которую в народе прозвали «Адам и Ева». Скала эта внешне не так велика, но величественна, и уже на расстоянии вселяет какое-то трепетное ощущение. Стоит она у подножия таинственной горы Казыгурт, которой, если верить местным преданиям, когда-то в незапамятные времена причаливал Ной.
Легенда – она на то и легенда, здесь даже горы противостоят друг другу, ибо как обойтись без интриг, зависти и коварства в борьбе за право называться горой-пристанищем спасительного ковчега? Вот так и спорят они, к которой из них причаливал Ной. Сильные и высокие горы жестоко бьют слабую, осколки разлетаются в разные стороны, скалы рассыпаются... Осколки одной из этих скал долетели до подножия Казыгурта, и ударились прямо в то место, где стояли прибывшие на ковчеге Адам и Ева. Адам своей спиной закрыл Еву от осколков, и они оставили на нем свои многочисленные отметины. Вот так и стоят с тех пор, соединившись в одно целое, две половинки, два начала миров – Адам и Ева...
По прибытии к подножию знаменитой горы группы паломников и туристов в сопровождении местного гида пешком проходят к священной скале. Пологая тропинка ведет вверх. Прибывшие вначале огибают саму скалу Адам и Ева и направляются немного выше, к другой скале, где проводится молебен. После чтения в звенящей тишине определенных сур из Корана паломникам предлагают немного отдохнуть, поразмыслить и подготовиться к таинству, ради которого они проделали свой путь. Подготовиться действительно стоит – и морально, и физически. Не все выдерживают прохождение через священную скалу, причем дело не в комплекции человека, а именно в его духовном настрое. Иногда, как рассказывают, через расщелину не может пройти совсем худой человек, даже подросток, а иногда ее с легкостью преодолевает кто-то вполне упитанный.
Каждому аксакалы рекомендуют перед испытанием успокоиться, преодолеть свои страхи и предрассудки, и спокойно пройти сквозь скалу через узкую расщелину. В народе считается, что эта возможность дается только людям с доброй душой и с благими намерениями. Сначала к ритуалу разрешают приступить мужчинам, затем – женщинам. Расщелина внутри неровная, довольно узкая и извилистая, и ее прохождение требует внимательности, смекалки, осторожности, спокойствия, умения правильно дышать и управлять своей грудной клеткой. Далеко не все всерьез представляют себе, что их ждет в этом ритуале-испытании. И не все его проходят. Тех, кто не справился, спутники успокаивают и ободряют, поддерживая человека уверениями, что в следующий раз, помолившись и сбросив суетные мысли, он обязательно справится с испытанием.
Завершается посещение этой скалы по-настоящему волшебным ритуалом. На обратном пути гид подводит людей к роднику, где каждому предлагается испить воды от каждого из трех впадающих в родник ручьев. При этом все замечают, что каждая вода – со своими уникальными свойствами и своим особенным вкусом! Разве это не чудо? Передохнув около родника, и отведав его разных вод, паломники испытывают удивительное облегчение и успокоение, чувство глубокой благодарности Создателю и очень светлое ощущение единения с природой.