СЕКРЕТЫ УСПЕШНЫХ ОБЩЕСТВ ЛЕЖАТ НА ПОВЕРХНОСТИ
«Век радикальных идеологий прошел. Нужны ясные, понятные и устремленные в будущее установки. Такой установкой может быть ориентация на достижение конкретных целей с расчетом своих возможностей и пределов как человеком, так и нацией в целом. Реализм и прагматизм – вот лозунг ближайших десятилетий».
(Из статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
Говоря о Третьей модернизации, в Казахстане часто недооценивают уровень осмысления существующих проблем. Между тем, здесь полезно обратиться к истории. Опыт показал, что в обществах, чей менталитет и культурный код отличает высокая степень прагматизма, ценности модернизации воспринимались благожелательно, всецело поддерживались и в итоге успешно закреплялись. Там же, где ценность прагматизма была невысокой или прямо отвергалась, идеи модернизации воспринимались слишком упрощённо. И там разного рода «модернизаторы» подчас разворачивали развитие в противоположную сторону – к дикости, варварству и мракобесию. Так происходило везде, где установки развития базировались на преобладании в общественном сознании радикальных представлений, со всеми неизбежными негативными последствиями.
Об этом прямо упомянул Глава государства Н. Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». «История даёт нам немало примеров, когда целые нации, ведомые несбыточными идеологиями, терпели поражение», – отметил он. Указывая колоссальные разрушительные последствия, к которым приводит радикализм в любой форме, глава государства призывает общество работать над развитием прагматических качеств.
О каких ценностях идёт речь? Очевидно, это благоразумие, осмотрительность, сдержанность, умеренность, рационализм и бережливость во всём, а также душевное спокойствие. Сюда же нужно отнести дисциплину, планирование и ответственность за результаты, стремление к порядку и систематизации задач. Автор сингапурского «экономического чуда» Ли Куан Ю в своё время особо выделял значение таких человеческих качеств как честность, порядочность и ответственность, а для общества – таких характеристик как многонациональность и равенство возможностей, оценка каждого индивида по заслугам, справедливая и прозрачная судебно-правовая система, перед которой все равны. Также выдающийся политик-прагматик ставил на первую строчку принцип справедливости в вознаграждениях, которые должны чётко соответствовать труду, и недопущение столь характерного ныне для Западной Европы «синдрома шведского стола», когда, условно говоря, при фиксированной цене вы можете есть столько, сколько захотите. Ли Куан Ю справедливо полагал, что чрезмерная ориентация на льготы, гарантии и субсидии (типичная особенность современных «социальных государств») разрушает в человеке мотивацию к работе и успеху и снижает ответственность.
Действительно, пример фантастического развития Сингапура в последние 40 лет подтвердил огромное значение прагматизма как общественной ценности при модернизации государства. И этот пример разительно отличается от стран, где брали за основу несбыточную идеологию и попадали в плен утопических идей.
Люди, воспитанные на ценностях прагматизма, понимают, что для жизненных проблем не существует простых и абсолютных решений. Прямые и короткие пути в решении жизненных проблем, тем более таких масштабных, как модернизация общества, скорее, могут отдалять и затруднять их достижение, чем способствовать успеху. Такое понимание на уровне как индивида, так и всего общества действительно способно творить чудеса. История подтвердила это наблюдение.
Прагматики всегда руководствуются здравым смыслом, конкретными, ясно обоснованными целями и проверенными опытом действиями, а не какими-то модными абстрактными концепциями. Они не абсолютизируют ни прошлое, ни современность, ни какие-то модные веяния текущего дня. Для них главное – это следовать здравому смыслу, критически анализировать факты и поэтапно достигать поставленных целей.
История показала: в тех обществах, где возобладали ценности прагматизма и рационального подхода, где они стали органической частью мышления и поведения людей, процессы модернизации протекали быстро и наиболее успешно. Изменения общественных норм, законов, принципов взаимоотношений в них происходили постепенно и планомерно. Новое не противопоставлялось традициям, а рассматривалось как их продолжения и развития, как способ воплощения накопленного народом опыта в современных реалиях.
Нельзя сказать, что в странах с высоким уровнем развития прагматизма для решения проблем модернизации были идеальные условия. В мире вообще нет идеальных обществ – ведь человеческие пороки везде одинаковы. Однако известно, что конфликты между общественными группами в государствах с высоким уровнем прагматизма протекали в меньших масштабах, чем там, где преобладали ценности радикализма. Успешными примерами могут послужить не только страны Южной Азии, но и Великобритания, Голландия, Дания, ряд других страны Европы.
Значительное развитие (в том числе и философское, и на уровне национального характера) прагматизм получил в США. Он стал одной из базовых составляющих ментальности американцев. Идеи, связанные с практичностью, построением реальных планов и стремлением к конкретным жизненным результатам, способствовало развитию прагматизма как особого направления в американской философии.
Стоит отметить, что общие принципы и рецепты нельзя бездумно применять везде – необходимо привязка к местной почве, адаптация к национальным особенностям народа. Так, в процессе модернизации Японии и других дальневосточных стран, которые теперь именуют «южно-азиатскими тиграми», теоретические заимствования из западного опыта (в частности, опыта США) осуществлялись очень осторожно. Японцы анализировали их пригодность в специфических условиях местного общества, с позиции конкретной пользы внедряемых институтов и социальных технологий. Дальневосточные народы никогда не преклонялись перед достижениями ведущих западных стран, в то же время там и не отрицали их опыт развития. Просто брали лучшее и шли своим путём. Сегодня мы можем видеть, как в успешных странах Юго-Восточной Азии рационально сочетают уважительное отношение к своим национальным традициям и открытость к инновациям, стремление приобщиться к позитивным достижениям других стран.
«Мы – прагматики. Пробуем и, если получается, продолжаем. Не получается – отбрасываем этот подход и пробуем другой. Мы не привязаны ни к одной идеологии», – такова ещё одна базовая формула Ли Куан Ю.
Начиная с конца 1970-х годов прошлого столетия, прагматизм возобладал в политике и общественной жизни Китая. Китайцы сумели пробудить традиции своей расчётливости и деловитости. Победа над господствовавшим десятилетия общественным догматизмом и фанатичной идеологизацией всего и вся была выражена в мудрой формуле Дэн Сяопина: «Неважно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей». Итог мы наглядно видим сегодня – это не только мощный технологический прорыв Китая, достигшего статуса второй экономики мира, но и рост благосостояния миллионов китайцев, новое качество жизни общества.
В свою очередь, неразвитость ценностей прагматизма и приверженность к радикализму привела к тому, что многие из бывших советских республик за годы независимости так и не смогли решить задачу модернизации. Из-за преобладания логики радикализма в общественном сознании там либо ориентировались на непродуманные изменения и рискованные эксперименты, либо следовали логике консервации, до последнего пытаясь сохранять старые экономические и общественные отношения. История показала, что ни один из этих вариантов не стал успешным.
Не случайно Нурсултан Назарбаев подчёркивает, что «век радикальных идеологий прошёл». Страны, где этого не поняли, где вступили на скользкий путь непродуманных радикальных перемен, обрекали себя на колоссальные потрясения, на страдания миллионов людей, на затяжные общественно-политические катаклизмы. Как следствие, там не только не смогли решить задач модернизации, но были отброшены назад в историческом развитии.
Напротив, те принципы модернизации, которым следуем мы в Казахстане, опираются на прагматизм, на последовательное движение к поставленным целям. Казахстанская модель модернизации является успешной именно потому, что она основана на философии прагматизма, на сбалансированном и поэтапном движении вперёд. Уже в середине 1990-х годов Нурсултан Назарбаев сформулировал базовые задачи модернизации – технологическое обновление страны и социо-культурная трансформация общества. При этом с самого начала мы исходили из того, что ориентация на обновление не означает противопоставление традициям. Новое для нас – это не отрицание старого, а его дополнение и развитие на основе опыта и мудрости наших предков. Модернизация в Казахстане рассматривается как импульс и стимул гармоничного развития общества, причём речь о развитии на основе его исконных ценностей.
Несомненно, что в процессе модернизации некоторые традиции меняются, происходит отказ от архаических, изживших себя привычек и стереотипов. При этом главные исторические ценности народной мудрости, составляющие основу нашего менталитета и национального характера, ложатся в основу развития, помогая нам двигаться вперёд. В книге «На пороге XXI века» Нурсултан Назарбаев отмечает, что модернизация Казахстана не должна быть слепым копированием западных моделей – она должна быть привязана к нашим национальным корням. В результате такого подхода Казахстан решает проблемы преобразований и модернизации без противопоставления своим традициям, без конфликта старого и нового, «отцов и детей». Основу такого видения модернизации как раз и составляет философия прагматизма, обеспечивающая жизнеспособный синтез традиций и инноваций.
На основе такого подхода, если вспомнить, Казахстан развивался с самых первых лет своей независимости. Благодаря сделанному выбору мы были избавлены от метаний в поисках новых ценностных основ и ориентиров, избежали раскола общества и внутренних конфликтов. Многонациональное и мультиконфессиональное общество развивалось стабильно, без правых и левых, без митингов и громких радикальных лозунгов. В результате мы сумели успешно построить основы современного государства. Дальнейшая модернизация страны, как отмечает президент Назарбаев, должна строиться на основе открытости общества к современным ценностям и их синтеза с традициями нашего народа. Это вполне реальный путь, если в сознании казахстанцев закрепятся ценности прагматизма.
(Из статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
Говоря о Третьей модернизации, в Казахстане часто недооценивают уровень осмысления существующих проблем. Между тем, здесь полезно обратиться к истории. Опыт показал, что в обществах, чей менталитет и культурный код отличает высокая степень прагматизма, ценности модернизации воспринимались благожелательно, всецело поддерживались и в итоге успешно закреплялись. Там же, где ценность прагматизма была невысокой или прямо отвергалась, идеи модернизации воспринимались слишком упрощённо. И там разного рода «модернизаторы» подчас разворачивали развитие в противоположную сторону – к дикости, варварству и мракобесию. Так происходило везде, где установки развития базировались на преобладании в общественном сознании радикальных представлений, со всеми неизбежными негативными последствиями.
Об этом прямо упомянул Глава государства Н. Назарбаев в статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания». «История даёт нам немало примеров, когда целые нации, ведомые несбыточными идеологиями, терпели поражение», – отметил он. Указывая колоссальные разрушительные последствия, к которым приводит радикализм в любой форме, глава государства призывает общество работать над развитием прагматических качеств.
О каких ценностях идёт речь? Очевидно, это благоразумие, осмотрительность, сдержанность, умеренность, рационализм и бережливость во всём, а также душевное спокойствие. Сюда же нужно отнести дисциплину, планирование и ответственность за результаты, стремление к порядку и систематизации задач. Автор сингапурского «экономического чуда» Ли Куан Ю в своё время особо выделял значение таких человеческих качеств как честность, порядочность и ответственность, а для общества – таких характеристик как многонациональность и равенство возможностей, оценка каждого индивида по заслугам, справедливая и прозрачная судебно-правовая система, перед которой все равны. Также выдающийся политик-прагматик ставил на первую строчку принцип справедливости в вознаграждениях, которые должны чётко соответствовать труду, и недопущение столь характерного ныне для Западной Европы «синдрома шведского стола», когда, условно говоря, при фиксированной цене вы можете есть столько, сколько захотите. Ли Куан Ю справедливо полагал, что чрезмерная ориентация на льготы, гарантии и субсидии (типичная особенность современных «социальных государств») разрушает в человеке мотивацию к работе и успеху и снижает ответственность.
Действительно, пример фантастического развития Сингапура в последние 40 лет подтвердил огромное значение прагматизма как общественной ценности при модернизации государства. И этот пример разительно отличается от стран, где брали за основу несбыточную идеологию и попадали в плен утопических идей.
Люди, воспитанные на ценностях прагматизма, понимают, что для жизненных проблем не существует простых и абсолютных решений. Прямые и короткие пути в решении жизненных проблем, тем более таких масштабных, как модернизация общества, скорее, могут отдалять и затруднять их достижение, чем способствовать успеху. Такое понимание на уровне как индивида, так и всего общества действительно способно творить чудеса. История подтвердила это наблюдение.
Прагматики всегда руководствуются здравым смыслом, конкретными, ясно обоснованными целями и проверенными опытом действиями, а не какими-то модными абстрактными концепциями. Они не абсолютизируют ни прошлое, ни современность, ни какие-то модные веяния текущего дня. Для них главное – это следовать здравому смыслу, критически анализировать факты и поэтапно достигать поставленных целей.
История показала: в тех обществах, где возобладали ценности прагматизма и рационального подхода, где они стали органической частью мышления и поведения людей, процессы модернизации протекали быстро и наиболее успешно. Изменения общественных норм, законов, принципов взаимоотношений в них происходили постепенно и планомерно. Новое не противопоставлялось традициям, а рассматривалось как их продолжения и развития, как способ воплощения накопленного народом опыта в современных реалиях.
Нельзя сказать, что в странах с высоким уровнем развития прагматизма для решения проблем модернизации были идеальные условия. В мире вообще нет идеальных обществ – ведь человеческие пороки везде одинаковы. Однако известно, что конфликты между общественными группами в государствах с высоким уровнем прагматизма протекали в меньших масштабах, чем там, где преобладали ценности радикализма. Успешными примерами могут послужить не только страны Южной Азии, но и Великобритания, Голландия, Дания, ряд других страны Европы.
Значительное развитие (в том числе и философское, и на уровне национального характера) прагматизм получил в США. Он стал одной из базовых составляющих ментальности американцев. Идеи, связанные с практичностью, построением реальных планов и стремлением к конкретным жизненным результатам, способствовало развитию прагматизма как особого направления в американской философии.
Стоит отметить, что общие принципы и рецепты нельзя бездумно применять везде – необходимо привязка к местной почве, адаптация к национальным особенностям народа. Так, в процессе модернизации Японии и других дальневосточных стран, которые теперь именуют «южно-азиатскими тиграми», теоретические заимствования из западного опыта (в частности, опыта США) осуществлялись очень осторожно. Японцы анализировали их пригодность в специфических условиях местного общества, с позиции конкретной пользы внедряемых институтов и социальных технологий. Дальневосточные народы никогда не преклонялись перед достижениями ведущих западных стран, в то же время там и не отрицали их опыт развития. Просто брали лучшее и шли своим путём. Сегодня мы можем видеть, как в успешных странах Юго-Восточной Азии рационально сочетают уважительное отношение к своим национальным традициям и открытость к инновациям, стремление приобщиться к позитивным достижениям других стран.
«Мы – прагматики. Пробуем и, если получается, продолжаем. Не получается – отбрасываем этот подход и пробуем другой. Мы не привязаны ни к одной идеологии», – такова ещё одна базовая формула Ли Куан Ю.
Начиная с конца 1970-х годов прошлого столетия, прагматизм возобладал в политике и общественной жизни Китая. Китайцы сумели пробудить традиции своей расчётливости и деловитости. Победа над господствовавшим десятилетия общественным догматизмом и фанатичной идеологизацией всего и вся была выражена в мудрой формуле Дэн Сяопина: «Неважно, какого цвета кошка, главное, чтобы она ловила мышей». Итог мы наглядно видим сегодня – это не только мощный технологический прорыв Китая, достигшего статуса второй экономики мира, но и рост благосостояния миллионов китайцев, новое качество жизни общества.
В свою очередь, неразвитость ценностей прагматизма и приверженность к радикализму привела к тому, что многие из бывших советских республик за годы независимости так и не смогли решить задачу модернизации. Из-за преобладания логики радикализма в общественном сознании там либо ориентировались на непродуманные изменения и рискованные эксперименты, либо следовали логике консервации, до последнего пытаясь сохранять старые экономические и общественные отношения. История показала, что ни один из этих вариантов не стал успешным.
Не случайно Нурсултан Назарбаев подчёркивает, что «век радикальных идеологий прошёл». Страны, где этого не поняли, где вступили на скользкий путь непродуманных радикальных перемен, обрекали себя на колоссальные потрясения, на страдания миллионов людей, на затяжные общественно-политические катаклизмы. Как следствие, там не только не смогли решить задач модернизации, но были отброшены назад в историческом развитии.
Напротив, те принципы модернизации, которым следуем мы в Казахстане, опираются на прагматизм, на последовательное движение к поставленным целям. Казахстанская модель модернизации является успешной именно потому, что она основана на философии прагматизма, на сбалансированном и поэтапном движении вперёд. Уже в середине 1990-х годов Нурсултан Назарбаев сформулировал базовые задачи модернизации – технологическое обновление страны и социо-культурная трансформация общества. При этом с самого начала мы исходили из того, что ориентация на обновление не означает противопоставление традициям. Новое для нас – это не отрицание старого, а его дополнение и развитие на основе опыта и мудрости наших предков. Модернизация в Казахстане рассматривается как импульс и стимул гармоничного развития общества, причём речь о развитии на основе его исконных ценностей.
Несомненно, что в процессе модернизации некоторые традиции меняются, происходит отказ от архаических, изживших себя привычек и стереотипов. При этом главные исторические ценности народной мудрости, составляющие основу нашего менталитета и национального характера, ложатся в основу развития, помогая нам двигаться вперёд. В книге «На пороге XXI века» Нурсултан Назарбаев отмечает, что модернизация Казахстана не должна быть слепым копированием западных моделей – она должна быть привязана к нашим национальным корням. В результате такого подхода Казахстан решает проблемы преобразований и модернизации без противопоставления своим традициям, без конфликта старого и нового, «отцов и детей». Основу такого видения модернизации как раз и составляет философия прагматизма, обеспечивающая жизнеспособный синтез традиций и инноваций.
На основе такого подхода, если вспомнить, Казахстан развивался с самых первых лет своей независимости. Благодаря сделанному выбору мы были избавлены от метаний в поисках новых ценностных основ и ориентиров, избежали раскола общества и внутренних конфликтов. Многонациональное и мультиконфессиональное общество развивалось стабильно, без правых и левых, без митингов и громких радикальных лозунгов. В результате мы сумели успешно построить основы современного государства. Дальнейшая модернизация страны, как отмечает президент Назарбаев, должна строиться на основе открытости общества к современным ценностям и их синтеза с традициями нашего народа. Это вполне реальный путь, если в сознании казахстанцев закрепятся ценности прагматизма.