НАЦИОНАЛЬНОЕ САМОСОЗНАНИЕ - ФАКТОР ПОБЕДЫ В КОНКУРЕНТНОЙ БОРЬБЕ
«Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук».
(Из статьи Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
(Из статьи Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
Говоря о понятии казахстанского национального кода и национальной идентичности, стоит вспомнить, на чём основывалась идентичность человека в традиционном казахском обществе. Во все времена, начиная с далёких веков, нравственные основы мировоззрения степняка определялись такими ключевыми понятиями как «жеті ата» – знание семи поколений своих предков. Почитание предков, следование их духовному опыту и назиданиям, уважение к старшим, сохранение и развитие народной культуры, защита родной земли – все эти базовые понятия формировали характер казаха, передаваясь из поколения в поколение. Наша национально-культурная идентичность во многом основана именно на этом традиционном народном мироощущении, причём характерно это не только для этнических казахов, но и для людей всех наций, населяющих современный Казахстан.
Современное общество сталкивается со значительными угрозами и серьёзными вызовами не только в экономическом, но и в духовном плане. И с этой точки зрения очень важно, чтобы у народа Казахстана существовал твёрдый внутренний стержень, основанный на нашей исконной культуре, на нашем мировоззрении и национальном самосознании. Основа этого – осознание каждым человеком своей принадлежности и сопричастности именно этой земле и этому народу. Национальный код передаётся с языком, он заложен в основных культурно-нравственных принципах народа, в его отношении к жизни, к своей истории и традициям. Очень важно, чтобы эти ценности передавались из поколения в поколение, чтобы не прерывалась культурно-нравственная связь времён. Сегодня важно укреплять в юном поколении почитание и уважение к истории, к предкам, к своей родной земле.
Именно в осознании собственной самобытности, нестандартности, непохожести, в понимании того, что ты являешься носителем великой древней культуры, заключается тот стержень, который позволяет молодому человеку не поддаваться влиянию разного рода псевдоидеологий. Это своего рода противоядие экстремизму, поскольку абсолютно все экстремистские течения построены на подчинении человека собственным идеалам и правилам, а для этого самой первой задачей является разрушение национального кода. История свидетельствует, что именно традиционалистские общества, имеющие прочные нравственно-исторические основы и мощную философию, могли эффективно противостоять разного рода маниакальным идеологиям, сектантству, «псевдорелигиям» и другим проявлениям экстремизма. Известный пример, когда так называемый духовный наставник запрещает хоронить родную мать, ссылаясь на то, что она якобы не является «истинно верующей» в понимании данной секты, наглядно показывает, насколько острый конфликт формируется в обществе между экстремистскими идеологиями и традиционными ценностями. То, что в Казахстане традиционные ценности сильнее, как раз и объясняет, почему подобного рода «оракулы» не находят себе достаточной аудитории в нашей стране. И чем сильнее в молодых людях традиционные нравственные принципы, чем больше их осознание своей сопричастности именно нашему, казахстанскому, национально-культурному полю, тем легче будет противодействовать распространению чуждых идеологий и течений. Именно через воспитание традиционного национального кода можно оградить людей от влияния разного рода проповедников и «наставников» извне.
Вообще в нашей национально-культурной уникальности – залог единства многонационального народа Казахстана. К тому же очень важно, что именно эти ценности лежат в основе развития конкурентоспособной личности.
Интересен опыт Японии, где в 1960-х годах также обратились к мудрости предков и занялись поиском того, как можно использовать национальную идентичность в строительстве мощного конкурентоспособного государства. В Японии исходили из того, что среднестатистический японский рабочий особо не отличается от американца или немца ни по уровню интеллекта, ни по интересам, ни по жизненным ценностям. Вопрос же заключался в том, как сделать так, чтобы он был выше по всем показателям. Как модернизировать личность?
После определённых научных поисков в Японии пришли к выводу, что начинать нужно со школы. Школьный курс был изменён, причём на основе древней японской философии. Вместо расширения курсов математики и физики, к чему призывали технократы, в курс ввели проектирование, курсы интуиции и медитации, истории и взаимодействия с людьми. Был в целом сделан существенный акцент в сторону гуманитарно-интуитивного развития ребёнка. Японцы исходили из того, что человек с развитой интуицией человек всегда стоит выше по развитию, чем «технарь» и «логик».
Прошли годы, выросло новое поколение, и в Стране восходящего солнца увидели, что философский подход к развитию личности позволил сформировать совершено новый тип человека. Эти люди не только умели работать – главное, что они умели развиваться, расти, передавать собственные знания и опыт новому молодому поколению, а также эффективно применять все новые знания на практике. Именно это в 1970 – 80-х годах и позволило Японии осуществить тот головокружительный экономический скачок, который поразил весь мир. Именно благодаря гуманитарному развитию на основе древнего национального кода японское государство смогло в фантастически короткие сроки подняться из руин, выйти на мировой уровень и обогнать многие ведущие страны мира.
Словом, понимание и осознание каждым человеком в обществе своей идентичности, своей нравственно-культурной принадлежности значительно важнее, чем просто культурное развитие или личный патриотизм. Это основа устойчивости нации, её сохранения и развития в условиях многообразных грозных вызовов современности, а также важная предпосылка её реальной конкурентоспособности. Сила народа заключается именно в его самобытности, в его корневых в ценностях, в том, что отличает его от других.