СЛОЖНЫЙ ПОИСК НОВОЙ НАЦИОНАЛЬНОЙ ИДЕОЛОГИИ
«Открытость сознания означает по крайней мере три особенности сознания. Во-первых, понимание того, что творится в большом мире, что происходит вокруг твоей страны, что происходит в твоей части планеты. Во-вторых, открытость сознания – это готовность к переменам, которые несет новый технологический уклад. Он изменит в ближайшие 10 лет огромные пласты нашей жизни – работу, быт, отдых, жилище, способы человеческого общения. Нужно быть готовым к этому. В-третьих, способность перенимать чужой опыт, учиться у других. Две великие азиатские державы, Япония и Китай – классическое воплощение этих способностей».
(Из статьи Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
«Всё важно в нашей жизни в движении познания», - говорил Поль Рикер, известный французский философ. Верность данной аксиомы как нельзя лучше подтверждается научно-технологическим прогрессом, происходящим сегодня в мире. Изменения, связанные с этим прогрессом, по своей сути полезные человеку в общем, по частным вопросам иногда внушают беспокойство народам, проживающим в слаборазвитых странах мира. Поводом является тот очевидный факт, что глобальные высокотехнологичные компании, продавая свою продукцию по высокой цене, выкачивают природные ресурсы из менее развитых стран, обрекая местное население на нищенское существование. В результате разрыв между бедными и богатыми странами только усиливается.
Таким образом, неравномерное технологическое развитие стран мира дает возможность одним народам эксплуатировать другие, как бы, на законном основании. И до той поры, пока не будут придуманы методы борьбы с доминированием такой несправедливости в глобальной экономике, пока не будут найдены более логичные и правильные механизмы распределения экономических выгод между народами, каждая небольшая страна будет ощущать трудности в обеспечении своего населения жизненно важными товарами, услугами и условиями, необходимых для удовлетворения своих жизненных потребностей.
Кто-то скажет, что Казахстана напрямую всё это вроде бы не касается. Да, наша страна – не самая слабая и бедная, у нас мощная экономика, современная промышленность, развитый финансовый сектор. Мы активно стремимся в клуб развитых государств. Однако путь в этот клуб не столь прост. В программной статье Главы нашего государства о модернизации общественного сознания говорится именно об этом. Идеи, предлагаемые Нурсултаном Назарбаевым, это как раз поиск оптимальных путей и средств, способных вывести наше общество на уровень развитых стран мира. Для этого есть несколько важных условий. Рассуждая о факторах, которые обеспечат нам достижение поставленной цели, Президент отмечает: «Открытость и восприимчивость к лучшим достижениям, а не заведомое отталкивание всего «не своего» – вот залог успеха и один из показателей открытого сознания».
Проблема открытости и восприимчивости, которую поднимает в своей статье Н.Назарбаев, имеет огромное значение в поиске путей развития конкурентоспособной национальной экономики, а главное – в создании граждански активного, современного высокообразованного общества. Такое общество не сформируется само по себе. Только взяв за основу опыт предыдущих поколений, критически переработав его и начав пользоваться этими знаниями в повседневной жизни, наше общество будет в состоянии стать полноценным субъектом международной политики и экономики.
Для этого духовной элите страны необходимо сформулировать национальную идею, способную сплотить и воодушевить каждого казахстанца, мотивировать его к саморазвитию и совершенствованию. Человек – основа всего развития, и он должен соответствовать требованиям сложных современных проектов, требующих не только большого напряжения сил, но и высокого интеллекта.
Поиск национальной идеологии во все времена был делом нелегким, а часто вообще крайне проблематичным. Особенно остра эта проблема проявилась в постсоветских государствах. При этом мировая история знает немало примеров, когда программы государственного развития, разработанные национальными лидерами и партиями, становились основой национальной идеологии. Так было с программой малазийского премьера Махатхира Мохамада, которую он назвал «Новой экономической политикой», с программами послевоенного восстановления и последующего экономического подъема Японии, программой Ден Сяопина в Китае, программой развития Сингапура Ли Куан Ю и многими другими.
В ситуации, когда наше общество испытывает огромную потребность в больших проектах, способных дать импульс для экономического развития Казахстана, мы также можем рассчитывать, что миссию формирования новой национальной идеологии возьмет на себя президентская программа модернизации общественного сознания.