ЛИСТАЯ ИСТОРИИ СТРАНИЦЫ
Жанакорганский районный историко-краеведческий музей проводит большую работу, исполняя задачи программной статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», нацеленные на возрождение духовных ценностей.
Он создан в мае 1992 года, сегодня в фондах насчитывается более 9200 предметов, в музее — четыре зала, где выставлены 947 экспонатов.
Экспозиция зала археологии и этнографии начинается с раздела, посвященного культуре сырдарьинских тюркских племен. Здесь представлены и петроглифы. Большая часть их выполнена техникой сплошной выбивки.
Посетители могут посмотреть и карту Великого Шелкового пути. Одна из основных его ветвей на юге Казахстана шла вдоль реки Сырдарьи, где были города Сауран, Сыганак, Аккорган, Озгент.
Сыганаку, развалины которого находятся на юге Жанакорганского района, суждено было стать кипчакской столицей (XII-XIV века), ставкой Ак-Орды (XIV-XV века) и центром Казахского ханства (XVI-XVII века). Самые ранние упоминания о Сыганаке содержатся в записях арабского географа Махсиди, жившего в Х веке. По его свидетельствам, это был цветущий город на перекрёстке оживлённых караванных дорог. Расцвет экономики и культуры города пришёлся на канун татаро-монгольского нашествия. Сыганак пал в 1219 году. Его постигла та же участь, что и Отрар, и другие среднеазиатские города.
Уже с 1328 года потомки того же царевича Джучи, войска которого истребили население Сыганака, чеканили в том городе монеты. На этот период приходится становление Ак-Орды – первого крупного государственного образования на местной этнической основе на территории Казахстана.
По предположениям археологов, найденные материалы свидетельствуют, что город существовал в VI–XVIII веках. В экспозиции можно увидеть глиняные кувшины, монеты, отчеканенные в Сыганаке, электронную копию трех томов рукописных книг известного поэта Хисамеддина Сыгнаки, полученную в рамках госпрограммы «Мәдени мұра» — сами книги хранятся в фондах Национальной библиотеки Египта.
В Жанакорганском районе много средневековых городищ, мавзолеев и памятников архитектуры. Работники музея вместе с представителями СМИ принимают участие в различных экспедициях, проводят «круглые столы», в котором обсуждаются планы второго этапа проекта «Сакральная география Казахстана».
Жанакорган – родина батыров, поэтов и сказителей, ученых и философов, сыгравших важную роль в истории казахского народа. Воздвигнутые потомками в их честь мавзолеи и мазары – яркое свидетельство безграничного уважения к памяти людей, оставивших след в истории не только казахского народа, но и всей тюркской цивилизации.
В предгорьях Каратау, например, находится загадочная и до конца неисследованная пещера Катын-камал. Рядом с ней растут лекарственные травы, а внутри есть родник. Когда-то она служила для местных жителей надежным убежищем во время джунгарского нашествия. Вызывают интерес древние городища Кырозгент и Кумиян, датируемые ранним средневековьем. Во время строительства использовались передовые для тех времен технологии, что подтверждает шестиметровая крепостная стена. Результатами раскопок стали многочисленные предметы быта и культуры, полностью или частично сохранившиеся. Часть из них сейчас в экспозициях музея.
В разделе этнографии представлены предметы быта, которыми пользовались жители в прошлом веке: поделки из камня, дерева, кожи и кости, котел с таганом, украшения и многое другое, что было найдено археологами при раскопке именно этих древних городов.
В специальной экспозиции можно увидеть домашнюю утварь — деревянные астау, блюдо для разведения курта, кумысный набор. Есть шкафы для посуды, кебеже — ларь для хранения продуктов, асадал — шкаф на высоких ножках тоже для продуктов. Вся мебель изготовлена местными мастерами.
Среди экспонатов – женские украшения. Это не просто ювелирные изделия. Это часть национальной культуры, истории, корни которой теряются в глубине веков. Основное направление искусства казахских ювелиров – изготовление женских украшений. Их популярность связана не только с любовью женщин к драгоценностям, но и с национальными обычаями и обрядами. Это просматривается в выборе материалов, форм и орнамента изделий – все они несут определенную смысловую нагрузку, реализуя не только декоративную, но и, в первую очередь, сакральную, магическую, защитную функцию.
Именно поэтому от самого рождения до смерти казашки носили те или иные виды украшений, которые могли рассказать о своей хозяйке практически все: замужем она или нет, каков ее возраст, откуда родом, богата ли ее семья.
Первые украшения в виде различных оберегов надевали на девочку в младенческом возрасте, различные обереги, амулеты подвязывали к ножке или ручке ребенка, пришивали на шапочку (тақия) или вешали над изголовьем.
А маленькие девочки уже носили свои первые украшения: серьги и браслеты лаконичного дизайна.