ВАЖНЫЕ УСЛОВИЯ ЭВОЛЮЦИОННОГО РАЗВИТИЯ ДЛЯ КАЗАХСТАНА
«Мы должны ясно понимать уроки истории. Эпоха революций не прошла. Они сильно изменились по форме и содержанию. Но вся наша недавняя история говорит прямо и недвусмысленно: только эволюционное развитие дает нации шанс на процветание. В противном случае мы снова попадем в исторический капкан».
(Из статьи Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
(Из статьи Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
Расхожее представление, продвигаемое определёнными деструктивными силами, что в Казахстане якобы зажимают всякую критику в адрес государства, что у нас «нет оппозиции как таковой», крайне вредит нормальному развитию общества и государства. В корне неверно утверждать, что всякий гражданин Республики Казахстан, независимо от его места нахождения в тот или в иной момент своей жизни, не может или не должен критиковать власти страны за недостатки в их работе. Он не только имеет такое право, но и, больше того, – истинный гражданин обязан делать это, если он неравнодушен к судьбе своей страны и народа. А те препятствия, которые могут чиниться на пути такого критика, должны восприниматься в нашем обществе как недопустимые и наказуемые.
Другое дело, что, конечно же, необходимо жёстко пресекать деятельность представителей так называемой радикальной оппозиции – тех деструктивных сил, которые в своей работе выбирают неприемлемые средства и методы. Нужно решительно останавливать тех волков в овечьей шкуре, которые, называя себя «борцами за народные интересы», при этом призывают к беспорядкам, стремятся к дестабилизации общественного согласия и подрыву национального суверенитета страны.
А во всех остальных случаях необходимо поддерживать конструктивную оппозицию, предлагающую более передовые идеи в социально-политическом развитии и государственном строительстве. Государство не должно ущемлять её, более того – нужно идти на сотрудничество с ней. Ибо от такого сотрудничества, в котором предполагается взаимодействие и конкуренция одновременно, надо полагать, только возрастёт эффективность работы государственных органов. Это привлечёт к управлению страной новые силы, которые создадут здоровую творческую среду на всех эшелонах власти. Именно таким путём во властные структуры нашей страны должны прийти новые люди, по-настоящему болеющие за судьбы страны и народа, носители новых знаний о мире, способные направить наше общество на более эффективный путь развития.
История показала, что здравая, конструктивно мыслящая оппозиция, не призывающая к переворотам, а исходящая в своей деятельности из желания своей стране блага, мира и эволюционного развития, оказывает позитивное воздействие на развитие общества. Активная деятельность такой оппозиции, предлагающей новые решения и лучшие идеи в социально-экономическом, политическом, культурно-нравственном развитии, ведёт к позитивным изменениям в обществе.
Отсутствие оппозиции вообще, в принципе, как таковой всегда означает застой. Это верный признак остановки общества в развитии. Отсутствие любой критики всегда приводит к деградации существующей системы государственной власти. Мы же, казахстанцы, будучи обществом, довольно ревностно относящимся к будущему своей страны и своего народа, должны все вместе создать определённые критерии и условия полноценного функционирования государства – такие, при которых полноценная деятельность партий, находящихся в конструктивной оппозиции, не идёт во вред обществу, но служит ему во благо.
В разговоре о взаимоотношениях власти и оппозиции мы не должны обходить молчанием очень важный вопрос. А именно: «Как должна вести себя существующая власть, чтобы её деятельность не сводилась к консервации устаревших отношений в сфере управления деятельностью государства?» Если этот вопрос замалчивается или игнорируется государством, то невозможно будет избежать критики со стороны оппозиции. Причём, надо понимать, что чем больше тема модернизации системы управления будет замалчиваться, тем больше стимулов у оппозиции становиться всё более радикальной и в конечном счёте – переходить на экстремистские призывы.
Между тем, мы видим, что ещё даже не начав какую-либо дискуссию с властью, и даже не пытаясь это сделать в открытом публичном поле, многие «борцы за народное благо» уходят в радикализм. Некоторые наши бывшие сограждане, оказавшиеся за границей, всю свою критику обрушивают на отдельные персоналии, занимающие высокие должности в системе власти страны. Они пытаются обвинить во всех проблемах только узкий круг политиков или чиновников. Причём такой приём используют не только радикальные оппозиционеры, но и некоторые журналисты, поддавшиеся влиянию слишком упрощённого понимания политического процесса. Подобная критика, на наш взгляд, не даёт и не даст позитивного общественного эффекта: она всегда воспринимается обществом скорее как личный выпад против определённого чиновника, чем как критика самой системы подходов к управлению, самих условий, которые мешают эффективной работе властных структур.
История и политология свидетельствуют, что недостатки в управлении любой страной проистекают не столько от индивидуальных качеств человека, занимающего тот или иной пост во властной структуре, сколько от неверно расставленных приоритетов, неправильно поставленных задач. А чтобы государство видело проблемы и понимало пути их решения, как раз и необходима конструктивная оппозиция, которая будет ставить и обсуждать эту проблему. Политический опыт множества государств показал: чтобы избежать социальной и политической напряжённости в стране, любая возникающая проблема, от которой зависит благополучие и согласие в обществе, должна становиться предметом обширной дискуссии. Только так она может быть решена в короткий срок, на основе консенсуса и взаимных и уступок власти и оппозиции.
А к чему приводит консервация проблем и их игнорирование, мы прекрасно знаем на примере многострадальной Украины. Эта страна имела все условия для эффективного развития и вхождения в число развитых государств: мощную промышленность, образованное население, эффективные экономические связи. Но там власти слишком долго игнорировали критику коррупции, закрывали глаза на очевидные пороки системы управления. И в результате – допустили развитие ситуации по революционному сценарию, что закончилось поистине страшными последствиями: расколом страны, потерей суверенитета на отдельных территориях (в частности, полной потерей Крыма), кропопролитной войной на Донбассе.
Не менее наглядно мы могли видеть последствия такого игнорирования проблем и на примере Сирии: много лет недооценивая дисбалансы в развитии отдельных регионов и этнических меньшинств, там довели дело до междоусобной войны. В результате огромные территории страны оказались под игом террористических группировок, устроивших геноцид и уничтоживших многие тысячи ни в чём не повинных людей. Страна потеряла сотни тысяч своих граждан, столкнулась с разрушением многих сотен населённых пунктов, оказалась опустошённой из-за эмиграции почти половины своего населения за границу.
Как отмечается в программной статье Главы государства о Третьей модернизации, революционный путь развития совершенно не приемлем и губителен для Казахстана. «Только эволюционное развитие как принцип идеологии должно быть одним из наших ориентиров, в том числе на личностном, индивидуальном уровне для каждого казахстанца. (…) В современном мире характер революций изменился. Они обретают отчётливую национальную, религиозную, культурную или сепаратистскую окраску, и в подавляющем большинстве случаев все кончается насилием и экономическим крахом», – подчёркивает Нурсултан Назарбаев. Президент, безусловно, прав в этом: нужно помнить горькие уроки современной истории. Государство должно создать все условия и возможности для эффективного внутреннего диалога, для обсуждения и решения всех существующих внутренних проблем – чтобы всевозможные радикалы, «революционеры» всех мастей не использовали эти проблемы в своих целях. Мы должны сделать всё для исключения любых условий, ведущих к переворотам и революциям, для того чтобы в обществе открыто обсуждались существующие пороки и недостатки и предлагались эффективные пути их решения.