ЗАДАЧА МОДЕРНИЗАЦИИ СОЗНАНИЯ
«Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук».
(Из статьи Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
Модернизация технического уклада, общественных систем взаимодействия, общественного сознания, вообще такая современная модернизационная повестка – это не только политический мейнстрим последнего времени. Это абсолютно необходимое условие развития для любой страны, стремящейся сохранить свои позиции в условиях глобализации. И, кстати, это не что-то такое особое и уникальное, не что-то придуманное только одним Главой государством Нурсултаном Назарбаевым специально для Казахстана. Модернизировать общественный менталитет, менять устоявшиеся социальные стереотипы, «подтягивать» общественное сознание под задачи экономической и политической модернизации в разное время приходилось многим государствам, которые совершали рывок в своём развитии.
Классическим примером является опыт Японии послевоенного периода. Тотально разгромленная, пережившая страшные атомные бомбардировки в 1945 году, униженная, публично «выпоротая» на глазах всего человечества нация смогла найти в себе внутренние резервы для консолидации. Модернизация по-японски, кроме сугубо технических и финансовых задач (в рамках возрождения и перевода на мирные рельсы крупной промышленности страны), опиралась в первую очередь на человеческий капитал. Развитие человека было поставлено в центр всей национальной повестки, признано основой основ. Послевоенные поколения японцев учились лучшим на тот период технологиям и бизнес-практикам, взяв на вооружение гуманитарный и философский багаж своего народа. Именно тогда были развиты такие сугубо японские ценности как семейные династии и пожизненный найм на работу в корпорации. Пожизненный найм обязывал каждого человека к необходимости не просто хорошо делать своё дело, но быть гордостью семьи, стремиться стать лучшим из лучших. И это стремление было не чем-то новым для японцев – оно основывалось на вековых ценностях самураев и на самосознании японской общины, где честь и порядочность всегда были поставлены выше богатства, социального положения и славы.
Результаты этой общественной модернизации мир увидел очень скоро. Нация не просто встала с колен. Японский народ показал человечеству удивительный пример технологического и экономического прорыва. И сегодня понятно, что этот прорыв, если изучить его более внимательно, базировался не столько на технократическом подходе, сколько на человеческом факторе, на вековых гуманитарных основах, на подлинной народной философии. А искусство властей страны заключалось в том, как дать этой философии, этим корневым общественным ценностям возможность работать на консолидацию народа и на общественный успех. Они смогли это сделать, когда привлекли к работе с общественным мнением лучших философов, общественных писателей, писателей, художников – всю гуманитарную элиту, всю «совесть нации».
Перед нами в Казахстане сейчас стоят во многом похожие задачи. Президент Н.Назарбаев называет одним из важнейших условий модернизации сохранение культурного кода – той корневой основы, на которой держится вся национальная философия, весь менталитет современной казахстанской нации.
«Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода, – отмечает президент. – Без этого модернизация превратится в пустой звук». Национальный код, по Назарбаеву, это «особое отношение к родной земле, к её культуре, к обычаям, традициям народа. Это важнейшая черта патриотизма. И это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов».
Понимая это, однако, нельзя не задаться вопросом, как воплотить на практике модернизацию сознания на основе национально-культурного кода. Модернизация общественного сознания, как отмечает Президент, – это «платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего». Но ясно, что сформировать такую платформу, подтолкнуть общество к пониманию и осмыслению своих философских основ – это задача явно не для наших технократов. У последних хорошо получается, например, руководить корпорациями и банками, управлять холдингами.
Но работа с общественным мнением – это уже иная, более тонкая материя. Такая работа невозможна без профессиональных гуманитариев. Они в Казахстане есть, но здесь главную угрозу, как считают некоторые эксперты, представляет чересчур упрощённое понимание задач изменения общественного сознания государственными управленцами на местах. А люди технократического склада, которых как раз много среди современной государственной элиты Казахстана, привыкли именно к такому упрощённому, «механистическому» пониманию многих вопросов. Многие из них всерьёз полагают, что для реальных изменений в общественном сознании будет достаточно обычной пропаганды в газетах и на телевидении. Хотя такой подход может оказаться не только бесполезным, но даже вредным. Простая пропаганда, организованная, что называется, «в лоб», может не консолидировать людей, а напротив – отталкивать их.
Здесь нужен более тонкий подход.
В Казахстане есть сильные гуманитарии, лидеры общественного мнения, те, кому по силам решение таких задач, кто способен сформулировать и продвинуть простые, близкие и понятные простым людям истины. Но здесь, повторимся, возникает вопрос кадровой и профессиональной дезинтеграции на местах. Это действительно старая проблема – недостаток взаимопонимания между государственными руководителями на местах (теми, кто ставит задачу) и научными кадрами. Видение одних и тех же задач модернизации сознания у них может быть совершенно различным.
Необходимо понимать, что работа с культурным кодом нации – понятием достаточно тонким и сложным, междисциплинарным, культурно-философским – шире бюрократических рамок и привычных административных подходов. Это многоуровневая задача, которая, в числе прочего, возвращает наш государственный аппарат к вопросам повышения качества национального образования, к вопросам престижа и реальных условий работы для людей науки, к задачам развития философии, культурологии и в целом гуманитарной сферы.
Иными словами, лучшим гуманитариям Казахстана сегодня необходим мощный карт-бланш. Нужно дать им возможность сформулировать ту философскую парадигму, задать тот общественный дискурс, которые будут направлены на восстановление, наполнение и использование нашего национального кода в его современном понимании. Следует дать возможность лучшим философам, учёным-историкам, писателям, лидерам общественного мнения выработать и продвинуть эту новую систему ценностей, основанную на сохранении наших национальных традиций, а также на их развитии. Нужно так изменить и развить наше общественное самосознание, чтобы национальный код работал на задачи модернизации, так, как это в своё время смогли сделать японцы.
В этом залог объединения многонационального народа Казахстана на основе приоритета развития конкурентоспособной личности, следования руслу многовековой национальной традиции, создания оригинального национального бренда, собственных ноу-хау, принципов открытости сознания и постоянного саморазвития. Сделать эту философию близкой и понятной каждому – задача, повторимся, непростая. Над её решением должны поработать лучшие гуманитарные ресурсы нашей страны.