«РУХАНИ ЖАҢҒЫРУ»: СОХРАНЯЯ ЭТНИЧЕСКУЮ ИДЕНТИЧНОСТЬ НАШЕГО НАРОДА
«В чем опасность господствующих сегодня моделей модернизации? В том, что модернизация рассматривается как переход от национальной модели развития к некой единой, универсальной. Но жизнь неизменно доказывает, что это ошибка! На практике разные регионы и страны выработали свои модели».
(Из статьи Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
На фоне глобализации, активных интеграционных процессов и взаимного проникновения культур, происходящих в наше время в международных отношениях, для многих обществ большой проблемой стало сохранение этнической идентичности. Происходит это по той причине, что через СМИ и другие информационные каналы в духовную сферу традиционных обществ уже довольно давно начала проникать продукция массовой западной культуры, обращенной по большей части к молодёжи и людям с обыденным сознанием.
Эта категория людей, как известно, в традиционных обществах не находит наилучшего приложения своих способностей в реальной жизни. В связи с этим она наиболее предрасположена к бездумному следованию упрощённым схемам. Именно такие люди легко переключаются на «псевдоценности», навязываемые сегодня массовой культурой. И таких людей – очень много.
Происходит это во многом вопреки игровой, дешёво-развлекательной сущности массовой культуры в нравственной жизни современных обществ мира и весьма сомнительной практической значимости её в реальной жизни. Поклонников у примитива – миллионы, в результате создаётся впечатление, что примитив и правит миром. Такое нелогичное поведение массового зрителя (слушателя) объясняется также и тем фактом, что средства массовой информации и коммуникаций, тесно связанные с индустрией шоу-бизнеса, в погоне за коммерческим успехом создают ажиотажную атмосферу вокруг всей этой примитивной продукции. Они пытаются представить игру в жизнь, продвигаемую через этот контент, более правдоподобной, чем сама жизнь. В большой степени это касается многих направлений в современном кино или, скажем, пришедшей из США рэп-культуры. Такая игра оказывает решающее воздействие на абсолютное большинство читателей и зрителей, не способных самостоятельно оценить художественные качества предлагаемого им продукта. Да, увы, как это ни странно, но люди, наделенные Богом способностью соотносить явления жизни между собой и выносить своё суждение о полезности их, легко поддаются на эту коммерческую уловку. Они начинают потреблять ультра-примитивную, низкосортную продукцию массовой культуры, испытывая при этом иллюзию, что это вроде как и есть высокое искусство, дающее реальное представление о том, что есть человеческая жизнь и в чём её смысл.
На самом деле, если следовать этическим и эстетическим установкам идеологов массовой культуры, то получается, что человеческая жизнь обретает подлинную ценность только при условии абсолютно отключённых морали и нравственности. В виде образчика для подражания, нравственного ориентира, «героя нашего времени» западная массовая культура выводит на сцену некоего туповатого человека, ведомого своим мутным сознанием и эгоистическими порывами своих необузданных инстинктов. Как следствие, там, где вроде бы должно было происходить морально-нравственное очищение читателя и зрителя, где, говоря языком Аристотеля, люди от соприкосновения с художественными произведениями должны испытывать катарсис, происходит нечто противоположное. Правят бал герои западной культуры, которые на своём личном примере как бы демонстрируют всем нам, что жизнь вне традиционной человеческой морали, вне этических критериев, выработанных человечеством в течение многих тысячелетий, нисколько не ущербна, а напротив – якобы она в таком качестве наполнена неким новым смыслом и более современным содержанием. Причём «новый смысл» здесь – это не что иное как живописание греха и насилия, а «новое содержание» – это героизация людей, живущих, погрузившись во всё это, в абсолютном достатке, роскоши и наслаждении.
Фактически, как ни парадоксально, идеалом успешности для человека в современном западном обществе стало всё то, воздержание и отказ от чего воспринимались всем человечеством, всеми религиями и в том числе их (авторов, представителей западной массовой культуры) предками как признак культуры, а приверженность – как признак бескультурья и низости.
То есть система ценностей перевернулась с ног на голову.
Мы можем констатировать, что в массовой культуре оказались фактически вывернуты наизнанку все человеческие добродетели и ценности. Причём, сделано всё это не из какого-то злого умысла, не во исполнение неких злых козней и чаяний пресловутой «мировой закулисы», а лишь ради многомиллионных доходов шоу- и киноиндустрии. При этом так называемое искусство несёт обратный эффект. Насаждение всего грязного и низкого происходит не во имя освобождения и очищения человека от низменных качеств, а напротив – чтобы это стало «стилем жизни» нового поколения. Идёт прямая пропаганда, возведение в культ вещей и явлений, являющихся сегодня в глазах традиционного общества грехом и постыдным пороком. Всем тем, от чего следовало бы отказаться как можно скорее и ни в коем случае не выставлять это на людные места для общественного обозрения, как предмет гордости и любования.
Казахстанскому обществу, в течение многих десятилетий являвшемуся составной частью коммунистического государства, где, как и в современном западном мире, были преданы забвению основные религиозные и нравственные ценности, вроде бы не должна так сильно бросаться в глаза враждебность западной массовой культуры по отношению к нашей этнической идентичности и духовным ценностям. Но благодаря Богу оказалось, что мы смогли сохранить, благополучно сохранить унаследованные из нашего прошлого морально-этические ценности народа, благодаря которым мы сегодня в состоянии отличить добро от зла, в какую бы блестящую обёртку оно ни было обёрнуто.
Для того чтобы обрести иммунитет против разрушающего воздействия массовой культуры на подрастающее поколение, государственные структуры и гражданское общество Казахстана должны создать все условия для развития человека и реализации его творческого потенциала. Именно к этому и призывает Глава государства Нурсултан Назарбаев в своей статье, говоря о модернизации общественного сознания. Действительно, только в таком случае героизм и жертвенность истинных «героев нашего времени» будут востребованы ради общества. Тогда в нашем обществе появятся истинные герои, образцы для подражания, те, на кого будут пытаться быть похожими не только молодые люди, но и всё общество, вне зависимости от возраста и национальной принадлежности.
Говоря о важности воспитания подрастающего поколения на примерах современников, мы ни в коем случае не должны упускать из виду значимость примера жизни национальных героев из исторического прошлого нашего народа. Благо, что нам есть с кого брать пример. Это Ходжа Ахмед Ясави, великий религиозный деятель, философ и поэт, посвятивший свою жизнь объединению родственных народов и созданию между ними духовного единства, что, как ни странно, остаётся актуальным для нас и сегодня; это жизнь и творчество великого Аль-Фараби, математика, философа, теоретика музыки и автора комментариев к трудам Аристотеля; это Абай Кунанбаев, великий поэт, писатель и основоположник письменной казахской литературы, чьи произведения вошли в число самых значительных произведений всего человечества; это Мухтар Ауэзов, писатель, известный во всем мире, общественный деятель и драматург, сыгравший огромную роль в развитии казахской литературы и культуры в целом.
Говоря о жизненном пути истинных героев Казахстана, мы вряд ли могли бы обойтись в оценке их личных качеств без таких этических понятий как долг, честь, справедливость, ответственность, религиозность. Мы должны признать, что базисные этические ценности, которые формировали личности мирового масштаба в рамках нашего общества в определенные периоды нашего исторического прошлого, сегодня начали терять свою воспитательную силу. И это происходит не потому, что в своём развитии мы перестали испытывать необходимость в этих великих примерах, в воспитании в наших мужчинах мужественности, а в женщинах – женственности. Причина в другом: длительное пребывание нескольких поколений в недавнем прошлом в чуждой, коммунистической культурно-идеологической среде. Под влиянием этой искусственной идеологии влияние наших традиционных ценностей на развитие общества было ослаблено на протяжении долгого времени. Во многом потому, наверное, мы сегодня имеем население, которое чуть было не утратило связи со своей культурой, языком и традициями.
Поэтому, осознавая всю серьёзность проблемы сохранения этнической идентичности нашего народа, мы должны понимать, что перед нами, как постсоветским обществом по-прежнему стоит задача преодоления тоталитарного социалистического наследия, особенно – в сфере воспитания юного поколения. Также в условиях глобализации нам нужно противостоять разрушающему воздействию западной массовой псевдокультуры на казахстанцев. Для этого мы должны в полной мере реабилитировать свои исторические этические, моральные, нравственные ценности, воссоздавая в реальной жизни условия для их функционирования. Только сохранив наши национальные традиции, сформированные на самых важных человеческих ценностях, мы убережём свою этническую идентичность от чуждого влияния современных интеграционных процессов, и займём подобающее место в ряду наций, внёсших свою лепту в мировую культуру.