ФИЛОСОФИЯ «МӘҢГІЛІК ЕЛ» - ВЕЧНОЙ СТРАНЫ
«В чем был, на мой взгляд, главный недостаток западных моделей модернизации XX века применительно к реалиям нашего времени? В том, что они переносили свой уникальный опыт на все народы и цивилизации без учёта их особенностей. Даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое».
(Из статьи Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
Говоря о понятии национально-культурной идентичности казахстанцев, многие сторонние наблюдатели воспринимают это как нечто искусственное, придуманное философами и учёными в рамках современных теорий общественного развития. Такие высказывания встречаются в публикациях некоторых западных политологов, рассуждающих об идеях выдвинутой Президентом Нурсултаном Назарбаевым концепции «Третьей модернизации». Западные учёные считают, что в современных условиях глобализации национально-культурная идентичность казахстанцев (как и жителей других государств) якобы становится чем-то всё более условным и эфемерным.
Хотя, скорее всего, этот тезис отражает не те реалии, которые существуют в Казахстане, а то, чего бы хотели его авторы – то желаемое, которое они выдают за действительное. Ведь, говоря о якобы «условности» и «эфемерности» нашей национальной самоидентификации, все они признают тот факт, что казахстанцы, независимо от своей этнической принадлежности, отличаются от других народов неким набором общих черт. У нашего человека существует свой, особенный национально-культурный код, который отражается на его мировоззрении, на поведении, на восприятии окружающего мира.
Здесь стоит немного отвлечься и вспомнить историческую теорию, которая говорит нам, что национально-культурная идентичность любого сообщества людей, живущих на одной земле и воспринимающих себя как единый народ, определяется множеством факторов: исторических, культурных, языковых, политических, территориальных, цивилизационных. Будущее любого общества, направления его развития определяются одним коренным вопросом – и это вопрос об идентификации и самоидентификации его членов. От этого вопроса зависит всё, вся судьба данного общества и государства, ибо он определяет, насколько человек себя отождествляет или не отождествляет с обществом, народом, нацией. Понятно, что кто-то извне хотел бы видеть в нас тех, кто лишён этого чувства национальной идентичности. И понятно почему. История учит нас, что такие общества и государства, где нет единой национальной идентичности, очень легко разрушить. Общество имеет будущее только тогда, когда его членов объединяет некое общее чувство принадлежности, сопричастности общим ценностям.
Идентичность всегда формируется на основе той национальной парадигмы, от которой зависят ценностные ориентиры людей и которая, в конечном счёте, определяет направление развития общества. Идентичность для каждого человека – очень тонкое понятие с психологической точки зрения, это некий внутренний ценностный код, формируемый на пересечении национально-исторической, социально-психологической, социо-культурной, политико-культурной и других сфер. В этот код могут входить установившиеся, закреплённые веками особенности национальной культуры, этнические характеристики, обычаи, определяющие принципы взаимодействия между людьми, верования и мифы, нравственные императивы и многое другое.
Национально-культурная идентичность тесно связана с понятием «национальный характер», которое подразумевает представления людей о себе, о своём месте в мире, о моделях поведения – то есть о том, как нужно правильно жить и взаимодействовать с внешним миром. Невзирая на навязчивое желание некоторых политиков стереть эти различия, «унифицировать» национальный код жителей разных стран и континентов, сделать это у них вряд ли получится. Потому что каждый народ стремится сохранять свой национальный код, и это стремление проявляется тем сильнее, чем активнее процессы экономической глобализации воздействуют на разные страны и общества. И для нас в Казахстане сохранение своей национальной идентичности становится жизненно важным, от этого зависит будущее общества. А для сохранения её особенно важно соответствие внешнего и внутреннего, формы и содержания, проявления и сущности. Важно обеспечить гармоничное восприятие каждым жителем Казахстана себя и своего места в этом мире в контексте общих нравственно-исторических ценностей.
А для того чтобы это самоощущение людей действительно было гармоничным, нам очень важно отделять национально-культурную и гражданскую идентичность от понятия простой этнической самоидентификации. Следует понимать, что в Казахстане живут люди более 100 этносов. Представители каждого из них – например, казахи, русские, турки, азербайджанцы, немцы, корейцы, уйгуры и многие другие – несут в себе, в своих семьях ценности и традиции своего этноса. Но, вместе с тем, все они ассоциируют себя с общей казахстанской идентичностью, с единой системой ценностей и культурно-нравственных ориентиров, характерной для всего казахстанского общества. С этой точки зрения можно сказать, что этническое самоопределение человека – понятие более узкое, ибо оно связывает его только с конкретным этносом. Тогда как понятие национально-культурной идентичности казахстанцев значительно шире. Оно вмещает в себя не только этнические ценности и традиции, но и базируется на самоощущении человека как гражданина, как части единого народа (нации).
При этом также важно понимать, что исторически наша общая гражданская и национально-культурная идентичность во многом сформирована на основе ценностных приоритетов основного этноса, на традициях и философии казахского народа. Это характерно для многих полиэтничных государств, а для Казахстана это вообще естественно, поскольку так сложилась его история. За многие века, а особенно за десятилетия советской эпохи эта земля стала родиной для многих поколений людей самых разных этносов и вероисповеданий.
По разным причинам, волею судьбы оказываясь на этой земле, эти поколения впитывали в себя культуру и философию Великой Степи. И сегодня можно сказать, что практически все люди, живущие в Казахстане, являются её носителями. Эта вековая философия – она и составляет то, что мы сегодня называем философией Мәңгілік ел – Вечной страны. Это и есть та духовная платформа, на основе которой строится формирование казахстанской идентичности для новых подрастающих поколений жителей нашей страны.