ЗНАЧЕНИЕ КУЛЬТУРЫ И ИСКУССТВА В РАЗВИТИИ СОВРЕМЕННОГО ОБЩЕСТВА
«Если мы хотим быть нацией со своим неповторимым местом на глобальной карте XXI века, то мы должны реализовать еще один проект – «Современная казахстанская культура в глобальном мире. Речь идет о том, чтобы мир узнал нас не только по ресурсам нефти и крупным внешнеполитическим инициативам, но и по нашим культурным достижениям».
(Из статьи Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
В жизни народов мира очень важное место занимало и занимает искусство. Именно через призму состояния искусства можно судить о состоянии дел в той или иной отдельно взятой этнокультурной общности. И не только в сфере экономической, промышленной и образовательной, но также и в социальной сфере. Общеизвестно, не бывает условий для оригинального творчества в том обществе, в котором не реализуется принцип социальной справедливости и котором не осуществляется защита гражданских прав и свобод.
Искусство, как способ познания, подобно религии и науке, во всем многообразии и целостности осмысливает реальную действительность, выявляя ее интересные особенности не только с точки зрения самого художника, но и с точки зрения большого круга людей, живущих с автором художественного произведения в одно и тоже время. Понятие «искусство» как бы предполагает, что на суд зрителя или слушателя выноситься произведение небывалое по своему совершенству, красоте и правдивости.
А общество, которое способно в пределах своего национального государства производить столь совершенное произведение искусства, в свою очередь, самым наилучшим образом иллюстрирует уровень развития общества не столько в сфере научной и культурной, но также и уровень политического, экономического и социального развития. Ведь выдающиеся произведения искусства, как ничто другое, напрямую говорят миру о наметившихся тенденциях в сфере познания в области этики, эстетики и науки в общечеловеческих масштабах.
Таким образом, нет такой области человеческой жизнедеятельности в той же мере ревностной и чуткой к новаторству, изобретениям, экспериментам как искусство. И в силу этого, самые смелые и невероятные идеи, двигающие человеческий прогресс, рождаются в сердцах и умах людей искусства, независимо в какой бы области деятельности они не трудились. Исходя из логики сказанного, в основе образного мышления и интуиции, которым щедро одарены художественно одаренные люди, лежит неизбывная тяга к обновлению через совершенство.
Данное утверждение касается, прежде всего, конечно, самого человека и сточки зрения моральной, научной, этической, эстетической и физической. И данное требование распространяется на вещественный мир, который окружает человека в процессе его жизнедеятельности только во вторую очередь. Суть процессов, происходящих сегодня в мире характеризуется повышением роли и значения человеческого капитала во всех сферах жизни человека. Только в связи с этим тревога внушает тот факт, чтобы в поисках выгоды, удобств и наслаждений, человечество не подменило бы свои мораль вседозволенностью, духовные ценности – прагматизмом.