НАЦИОНАЛЬНЫЙ КОД КАК ПРОТИВОВЕС «УНИВЕРСАЛИЗМУ»
«Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук».
(Из статьи Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
Говоря об идентичности и национальном самосознании народа, о так называемом этнокультурном коде, нужно понимать, что самое сложное в истории любой нации заключается в правильном самовосприятии, в понимании собственного «я». Те нации, которые в разные периоды своего развития теряли это восприятие, теряли собственную идентичность, впоследствии часто оказывались на обочине истории. С этой точки зрения трудно переоценить значение того идейно-нравственного кода, с которым наш народ живёт на протяжении многих веков и с которым он вошёл в стремительный XXI век.
В непрерывном потоке различных событий, грозных вызовов и испытаний, которые выпадают на долю людей, в бесконечном движении времени и стремительной смене поколений часто бывает сложно выделить главные, опорные вехи истории – те судьбоносные опоры, на которых держится национальное «я». Трудно разглядеть тот, возможно, решающий исторический поворот в судьбе народа, нации и государства.
В истории Казахстана и его народа такие повороты были, конечно, не единичными. Базовых исторических вех, определивших наш путь в потоке истории, было достаточно много. Казахское ханство и великие ханы-объединители, противостояние с джунгарскими захватчиками, рост национального самосознания на фоне революций начала XX века и, конечно, советский период – все мы знаем о базовых «опорных точках» истории народа. И, безусловно, один из главных судьбоносных поворотов имел место на изломе трагических тридцатых и сороковых годов прошлого столетия. Тогда казахский народ, потерявший миллионы людей в результате жестокого голода и репрессий, сам находившийся в тяжелейшем положении, спасал сотни тысяч тех, кого сталинские власти ссылали и депортировали на казахскую землю. Народы, пережившие чудовищные лишения в результате репрессий, обрели новую родину на благословенной казахской земле.
Позднее в Казахстан приехали ещё миллионы жителей других регионов СССР – поднимать целину, развивать промышленность, строить дороги и города. И все эти люди, поражённые добротой и щедростью, открытостью и искренностью казахского народа, постепенно становились носителями уникальной казахстанской ментальности.
Сегодня это самосознание, это уникальное национальное «я» делает нас, казахстанцев, сильнее в противостоянии сложным вызовам XXI века. Президент Нурсултан Назарбаев еще раз призвал народ поверить в себя, вспомнить о своём месте в истории и найти своё место в современном сложном меняющемся мире. Президент в своей программной статье подчеркивает, что «...история и национальные традиции должны быть обязательно учтены. Это платформа, соединяющая горизонты прошлого, настоящего и будущего народа». Как отмечает Нурсултан Назарбаев, в распространённых представлениях и стандартах мировой модернизации доминировали «универсалистские» модели, основанные на неких общих принципах и представлениях об успешности нации и государства. Теоретики полагали, что эти модели должны стать неким всеобщим эталоном, образцом успешности развития той или иной нации. Однако жизнь оказалась мудрее теорий. Современность показала, что национальная идентичность имеет уникальные характеристики, основанные на исторических ценностях народа, отметил президент в своей статье.
Существует любопытное наблюдение учёных, изучавших опыт развития целого ряда успешных наций и государств. Так, например, известный историк С.Хантингтон писал, что самоидентификация людей по признаку их принадлежности к опредёленной цивилизации позволяет достаточно точно прогнозировать будущее данной конкретной нации. Президент Казахстана говорит о том же. Оценивая с исторической точки зрения сложность судьбы народа Казахстана, он подчёркивает, что многочисленные испытания, выпавшие на долю народа, всякий раз выявляли в нём определённый набор качеств, позволивших преодолеть испытания, выстоять, не «растворившись» в других нациях, сохранив свою уникальную идентичность. Народ современного Казахстана прошёл сложный путь от культуры степного кочевого общества к современной цивилизации. На этом пути были три кардинальные трансформации в сжатые исторические периоды. В этих жёстких условиях именно идентичность народа, его национальный дух, сила традиций и патриотизма, вековые традиции прагматизма и гуманности позволили выстоять, сохранив и усилив те духовные скрепы, которые были переданы последующим поколениям.
Современный мир не менее богат на испытания. Он вовсе не является таким беззаботным и милосердным, таким комфортным и спокойным, как может порой показаться из окна дорогого отеля. Мир в своём нынешнем качестве полон новых вызовов и испытаний. XXI век показал, что жестокость и вероломство никуда не делись. Выстоять в этих условиях сможет только нравственно сильный народ, опирающийся на свои духовные корни. Огромную роль здесь играют гуманитарные знания, позволяющие людям не только использовать достижения технологий, но и критически мыслить, говорить на разных языках, обогащать свою культуру, быть открытыми и прагматичными. В Казахстане должны появиться новые яркие имена писателей и поэтов, режиссёров, художников и артистов, учёных-искусствоведов и культурологов. Они будут развивать культуру современного Казахстана, обогащать и усиливать её новыми яркими образами. На этих ценностях они будут растить новых носителей национального кода, говоря на языке будущего и создавая современные образы, побуждающие человека становиться лучше.
Можно вспомнить, что древнегреческая культура на многие века вперёд продвинула ценности истины, красоты и добра. «Мусульманский Ренессанс» на средневековом Ближнем Востоке стал триумфом универсализма познания, временем расцвета мысли и искусств, торжеством яркой восточной поэзии и сказки. Эпоха Просвещения в Европе стала символом рационализма и свободомыслия, противостояния ортодоксальным консервативным взглядам. И сегодня мы являемся свидетелями глобального триумфа новой культуры, которую некоторые историки называют «постиндустрилизм». Её отличает безусловная ценность знаний и образования, новых технологий и информации. Мы вступили в век новых идей, технологий и открытий. И от того, как наше общество воспримет этот век, от того, насколько успешно оно использует исторический национальный код для продвижения и развития в современных условиях, во многом будет зависеть будущее всех казахстанцев.