ПРАГМАТИЗМ И ОБРАЗОВАНИЕ
«Каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером. Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех».
(Из статьи Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
В течение долгого времени, наша система образования функционировала в рамках традиционной методологии, в которой определяющее значение придавалось освоение большого количества академических знаний, но мало внимания обращалось на их качество и социальную актуальность в обществе. В силу господства данной установки в стенах учреждений школьного и высшего образования нашей страны формировались специалисты, имеющие поверхностное представление обо всем, но не имеющих глубоких познаний в отдельно взятой области науки.
О низкой эффективности и малой полезности данного подхода образования в первую очередь заговорили в развитых странах. И это не было случайностью в капиталистической системе, которая была предусмотрена на максимальное извлечение пользы во всех сферах человеческой деятельности. Идеология нового подхода к знаниям и роли знаний в жизни отдельного человека и человеческого общества, которая получила название «прагматизм», в целом была разработана в США. Данное философское течение и начало девятнадцатого года по сегодняшний день играет важную роль в организации общественной жизни не только США, но и многих развитых стран.
Преимущество прагматизма, по мнению известного американского философа Джеймса, состоит в том, что он предлагает только метод, не занимаясь навязыванием непреложных истин. Верность данной философской формулы в жизни человечества красноречиво доказана на примере многих развитых стран мира, строящих свою жизнь, исходя из базисных положений прагматизма. Прагматизм, как учение о методах использования знания в интересах развития общества, основное внимание уделяет вопросам образования и воспитания подрастающего поколения.
Исходя из данной посылки, целью познания, с точки зрения прагматизма, считается повышение эффективной социальной деятельности, играющей огромную роль приспособления к социальной среде. Таким образом, в русле логики прагматизма, жизнь людей становится невозможной без использования знаний. Насколько это близко к истине, мы можем видеть сегодня на примере в неполной функциональной способности казахстанской системы образования, которая испытывает большие трудности в удовлетворении потребностей нашего человека, пытающегося найти применение себе на международном рынке труда.
Система нашего образования, как самая важная сфера, в которой формируется человеческий капитал, играющий определяющую роль в развитии всего казахстанского общества, должна, преодолев инерцию устаревших форм обучения, перейти на более современные прагматичные методы образования. Прежде всего, наша образовательная система должна делать упор не на сообщение учащимся большого объема фактической информации, а должна делать упор на обучение учащихся средствам использования информации. Иначе говоря, в наше время, когда из-за чрезмерного развития информационных технологий в получении информации стало обыденным делом, учащихся нужно готовить к встрече с проблемами, которых ожидают его в будущем.