МАСТЕР МУЗЫКАЛЬНЫХ ИНСТРУМЕНТОВ
Известный в области жанакорганский мастер Оспанхан Мусаев искусно изготавливает национальные музыкальные инструменты. Стены его мастерской впитали запах дерева, клея и лака.
Здесь есть все необходимое для изготовления инструментов: станки для обрезки, очистки и шлифовки. Надо заметить, что больше всего приспособлений предназначено для самого любимого музыкального инструмента – домбры. Он подолгу рассматривает готовый инструмент, прощупывает каждый миллиметр, чтобы еще раз убедиться в отсутствии изъянов. Потом бережно прикоснувшись к струнам, извлекает звуки.
– У домбры неповторимый голос, – говорит Оспанхан, – поэтому очень важны размер, точность. Настоящий мастер обязан «слышать» дерево и «понимать» его язык. Домбра – очень чуткий инструмент, у него своя душа, свой нрав. Сделанная от сердца, будет всегда петь живым голосом.
Любовь к прикладному искусству Оспанхану передалась от предков. Династия мастеров-ремесленников Мусаевых известна далеко за пределами Жанакорганского района. Это одна из немногих семей на земле Сыра, сумевшая сохранить древние секреты изготовления казахских национальных музыкальных инструментов.
– Семейному ремеслу меня учил отец Махамбет, который, в свою очередь, учился у своего отца – Артая, – говорит О.Мусаев. – Старожилы помнят, как тот искусно мастерил седла. Кстати, одно из них хранится у нас дома. Этот старинный предмет – наш талисман. Он, на наш взгляд, содержит в себе заряд вдохновения, будит творческую фантазию. Из поколения в поколение в нашей династии передаются секреты мастерства. В каждом инструменте – частица моей души.
Оспанхан родился и вырос в предгорном ауле Косуйенки. Закончив КГУ имени Коркыта ата, вернулся домой с дипломом. Молодой специалист пошел работать в родную школу учителем по предмету «Технология». Все свободное время он посвящал творчеству.
– Изготовление музыкальных инструментов для меня всегда было главной темой, –признался мой собеседник. – Чтобы сделать хорошую домбру, важны не только руки мас-тера, но и материалы, из которых она делается. В нашем деле мелочей не бывает. Каждая деталь важна, не говоря о структуре и качестве дерева. Миллиметр отклонения – и звук уже не тот. Некоторые навыки приходят с годами. Быть терпеливым и внимательным – это первое, чему учу я своих учеников.
Для изготовления домбры Оспанхан использует карагач и орех. Бывает и дорогой материал – красное дерево. Издревле казахские мастера на корпус домбры натягивали струны из кишок овцы или козы. Этой традиции придерживается и жанакорганский мастер.
– Инструмент из таких материалов получается долговечным, звучным и красивым, служит верой и правдой не одному поколению, – говорит мастер, – настоящая домбра такой и должна быть – на века.
Работа в мастерской доставляет О.Мусаеву большое удовольствие. Он уверен, что многое зависит от настроения. Важно настроиться только на положительный лад, и это в конечном итоге отразится на качестве инструмента.
У мастера сегодня приобретают домбры не только ученики и студенты кызылординских музыкальных учреждений, но и из других регионов. Бывает, забирают десятками. Цена на домбру в зависимости от материала – от 10-15 тысяч тенге до 100 тысяч и выше. В своей мастерской Оспанхан изготавливает также кобыз, различные сувениры. Его изделия были представлены на многих городских, областных, республиканских и международных выставках. Оспанхан свои работы демонстрировал на международной выставке «ЭКСПО-2017», и они получили в Астане высокую оценку. Благодаря этой выставке, изделия жанакорганского мастера пополнили коллекции любителей казахского национального искусства во многих странах.
Верные помощники Оспанхана его супруга Мейрамкуль Шибанова и трое детей. Отцу помогают 15-летний Нуразиз и 13-летний Алишер. А младший 7-летний Кыдырали только начинает осваивать азы народного прикладного искусства. Старший сын сказал, что тоже хочет стать мастером, как дед и отец.