ЖИЗНЬ СИЛЬНЕЕ СМЕРТИ, ИЛИ НАПОМИНАНИЕ О ТОМ, ЧТО НИКОГДА НЕ ДОЛЖНО ПОВТОРИТЬСЯ
«…Внутренний и внешний культурный туризм должен опираться на это символическое наследие народа. По своему культурному значению тот же Туркестан или Алтай имеют не просто национальное или континентальное значение, – это глобальные величины».
(Из статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
Вопрос развития туристической отрасли как одного из приоритетных направлений экономики в Казахстане возник давно. Заметная работа в этом направлении проводится и в Кызылординской области. Немало гостей Международной выставки «Астана - ЭКСПО-2017», желающих поближе познакомиться с историческими достопримечательностями Великой степи, например, посетило Мемориальный комплекс «Коркыт ата», комплекс «Байконур».
(Из статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
Вопрос развития туристической отрасли как одного из приоритетных направлений экономики в Казахстане возник давно. Заметная работа в этом направлении проводится и в Кызылординской области. Немало гостей Международной выставки «Астана - ЭКСПО-2017», желающих поближе познакомиться с историческими достопримечательностями Великой степи, например, посетило Мемориальный комплекс «Коркыт ата», комплекс «Байконур».
Кроме того, в регионе имеется немало объектов, которые можно отнести к туристическим. Проводятся археологические исследования исторических памятников Мавзолея Кердери, городищ Сыганак, Жанкент, Чирик-Рабат, Сортобе, Джент и другие. Кызылординцам пересказывать в очередной раз о них нет смысла, поскольку каждый объект на слуху и на виду, к некоторым из них уже давно проложен маршрут. Речь сегодня пойдет об историко-культурном памятнике «Сильнее смерти», что на острове Полковничий под Семипалатинском.
Монумент производит неизгладимое впечатление. Творение архитектора Шот-Амана Валиханова вызывает пронзительные чувства – на секунду вы словно погружаетесь в пекло ядерного ада, пылавшее в этих местах
Мемориал в память о жертвах ядерных испытаний был установлен здесь в августе 2001-го. Тогда его открытие приурочили к десятилетию Указа Президента РК о запрете испытаний на Семипалатинском полигоне и о полной его ликвидации – одного из первых указов нашего Главы государства на заре независимости. Творческие замыслы архитектора Валиханова помогли воплотить инженеры и конструкторы проектной академии KAZGOR. Этот мемориальный комплекс – действительно необычный, он совершенно не похож на другие подобные сооружения. Широкая эспланада, вокруг которой построена радиально-кольцевая сеть дорог, со всех сторон подводящих к монументу, – решение, подчёркивающее просторы и ширь великой Степи.
Над центральным входом, открывающим территорию комплекса, с двух сторон застыли небесные стражи – крылатые барсы, которые, согласно древним казахским легендам, служат защитой от злых сил. А в центре возвышается 25-метровая, закруглённая вверху стела с выбитым силуэтом ядерного «гриба». Строгость и скорбность монумента подчёркивают полированные плиты чёрного гранита «габбро». Вокруг стелы – подиум с обзорными площадками, откуда взору открываются бескрайние дали окружающей Степи...
В центре силуэта «гриба» расположен отдельный, яркий скульптурный барельеф, изображающий ядерный взрыв в объёме. Шар из сверкающей нержавеющей стали, вокруг которого змеятся гранёные стальные лучи. А венчает всё это скульптура матери, расположенная внизу и сделанная из белого мрамора. Мать накрывает своим телом ребёнка, пытаясь защитить его от испепеляющего атомного пожара. Резкий контраст беломраморных фигур женщины с ребёнком и чёрного неба, увенчанного дырой взрыва, завершает трагическое впечатление. Без эмоций отсюда уйти невозможно, скупая слеза наворачивается даже у крепких суровых мужчин. Автор создал действительно яркое, произведение с глубоким символизмом, олицетворяющим весь трагизм жестокого ХХ века для казахской Степи.
Еще одно место на территории комплекса, где люди надолго задерживаются, это гранитная стена с картой Казахстана, на которой отмечены все пункты расположения ядерных полигонов и других военных баз, существовавших в советское время. Здесь же в бронзе застыли слова Президента Нурсултана Назарбаева: «Ядерные испытания, проведенные в Казахстане и в других точках земного шара, – преступление против человечества. Наш народ долгие годы был жерт¬вой губительных испытаний, сеющих Смерть всему живому. Отныне у нас этому навсегда положен конец. Жизнь сильнее Смерти!».
Созданный архитектором Валихановым монумент потрясает и поражает не только обычных посетителей. Все специалисты отмечают глубину созданных художником образов. В одной из статей видный архитектурный эксперт Р.Ергалиева отмечает: «Изменчивый образ неба, вписанный в рамки «атомного гриба», – это часть единого художественного образа. Возникающее в рваном контуре каменного проёма движение облаков, то быстрое, то нависающее над землёй, вновь подчёркивает для посетителя эффект присутствия при испытаниях».
Этот памятник полюбили в народе. Он стал особым, полным яркого символизма и скорби, где-то даже сакральным местом. В нескольких метрах от монумента растёт «священное дерево», к которому по традиции подходят люди, чтобы привязать ленты к ветвям, тем самым почтив память погибших в результате ядерных испытаний. А жертвами полигона стали многие тысячи жителей этой местности. Причем, как известно, они умирали не сразу, а в долгих мучениях кто-то – в первые недели и месяцы, кто-то – спустя годы. Военные, как водится, тщательно скрывали от населения реальные факты о радиационном заражении зоны испытаний и их влиянии на здешнюю экологию. О реальных последствиях множества надземных, наземных, подземных ядерных взрывов, которые десятилетиями кромсали эту землю, и сегодня остается только догадываться.
Памятник жертвам полигона стал известен не только в Казахстане, о нём благодаря многочисленным репортажам быстро узнал весь мир. Творение архитектора Валиханова стало очередным предупреждением человечеству о том, какая страшная опасность таится в ядерной дубине, которой так любят размахивать многие современные политики.