ДУХОВНОЕ НАСЛЕДИЕ ВЕЛИКОЙ СТЕПИ
«Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами».
(Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
Наряду с глубокими традициями и обычаями казахского народа, огромную роль в становлении культуры выполняли национальные игры. Изучая особенности народных развлечений можно сказать об эволюционном процессе развития, становлении культурных и образовательных фундаментов.
Историки, изучавшие древние игры Казахстана, выявили, что соревновательные мероприятия накладывали крайне важный отпечаток на развитие социума. Все игры, без исключения, имели воспитательный, развивающий, коммуникативный или спортивный подтекст.
Одной из ярчайших разновидностей национальных игр являлись конно-спортивные состязания. Самыми зрелищными и увлекательными, пользующимися большой популярностью и в наши дни, остаются көкпар и байга. Характер их был связан с условиями кочевой жизни казахов, требовавшими постоянной готовности к действиям, храбрости, силы и ловкости, необходимых кочевнику. Одной из самых популярных конных игр у народов Казахстана и Средней Азии остается көкпар-көкбөрі, что в переводе означает «серый волк». Для кочевников злейшими врагами были волки, так как они могли наносить большой ущерб. Убить волка считалось большой удачей. Голову хищника преподносили главе рода, а тушу – на растерзание собравшимся людям. Со временем это превратилось в игру, а волка стали заменять тушей козла или барана.
В кокпаре участвуют джигиты одного или нескольких аулов. Борьба верхом на лошадях за тушу козла могла продолжаться с обеда до вечера. Нелегко приходилось в игре всадникам, потому что туша козла (без головы) весила 30-40 и даже 50-60 кг. Обычно за нее сражалось до тысячи человек. Аул, у которого в итоге состязания оказывалась добыча, считался победителем. Джигиты с «боевым трофеем» затем с гордостью ездили по дворам, принимая поздравления и подарки от сельчан.
К кокпару джигиты готовились заранее, зная, что это состязание на силу, ловкость, выносливость и умение держаться в седле. Необходимо уметь одновременно держать под контролем эмоции, управлять лошадью и следить за соперниками. Физическая сила — один из важных ее компонентов. Игра закаляет характер мужчины, воспитывая в нем воина, готового защитить свою Родину.
Кокпар был любимой игрой кочевников еще во времена Чингисхана. Никто не видел в этой игре дикости или жестокости. Более того, считалось, что мясо козла, используемого в кокпаре, обладает целебными свойствами. Приготовленные из него блюда помогали избавиться людям от различных болезней.
Другая любимая игра наездников – байга. Аламан байга – скачки на длинные и сверхдлинные дистанции (25,50,100км). Это испытание, главным образом, не для наездников, а для лошадей. Исторически это основано на необходимости казахов готовить лошадей к длинным переходам во время перекочевки, отбора самых выносливых и сильных скакунов для улучшения породы. Состязания проводятся в степи по прямой, изобилующей естественными преградами, без ограничения количества лошадей, их породы. По мере приближения наездников к финишу выкрикиваются родовые кличи (ұран), по которым зритель узнавал победителей скачки. Иногда во время таких соревнований некоторые лошади, не выдержав нагрузки, погибали, не дойдя до финиша, или падали от усталости. Часто наездники перед скачками для защиты своих скакунов от сглаза заплетали им хвост и гриву в косы и вплетали в нее перья филина или амулеты от сглаза, или старались никому не показывать скакуна.
Байга проводилась на всех праздниках и была доступной для всех. Она проходила на ровной местности по прямой, с поворотом или по замкнутому кругу. Дистанции от 1,2 до 2 км. для лошадей не моложе трех лет, от 2,4 до 4,8 км. - для лошадей до четырех лет, от 5 до 8 км. - для лошадей в возрасте до пяти лет и старше.
У казахского народа игр, проводимых наездниками, было очень много. Это сбивание головного убора – тымака – с верхушки шеста, жамбы ату – стрельба из лука....
Раньше у нас довольно часто играли в аударыспақ. Это одна из очень зрелищных, интересных и захватывающих игр. Аударыспақ — это борьба на лошадях с целью сбросить соперника на землю. Тот, кому это удается, считается победителем. В ней принимают участие самые лучшие и зрелые наездники, обладающие исключительной выносливостью, большой физической силой, ловкостью и отличным владением конем. Обычно такие мастера выставлялись на состязаниях от рода или аула.
Далекие исторические корни у национальной игры «Күміс алу» («Күме алу»), в переводе — «подними серебро, монету». Она также встречается у народов Средней Азии и Кавказа. Правила игры со временем почти не изменились. Смысл состязаний в том, чтобы всадники до финиша успели собрать как можно больше монет, завернутых в платочек и заранее разбросанных по полю. В древности вместо монет использовались серебряные слитки, которые впоследствии были заменены на монеты. В «Күме алу» могут играть и дети. Это очень веселая и подвижная игра. Именно это состязание особенно поразило Александра Македонского, когда тот побывал в Средней Азии. По свидетельству историков, увидев игру, он воскликнул: «Вот настоящая подготовка для всадника-воина».
В конных состязаниях джигитам ни в чем не уступали казахские девушки. Будучи отличными наездницами, они любили участвовать в жорға жарыс, где выступали иноходцы, отличавшиеся особой поступью и ритмичностью в ходьбе и беге. Особо любимой у казахской молодежи была игра «қыз қуу» («догони девушку»), уходящая корнями в глубокую древность. Она пришла к нам еще со времен саков. Обычай требовал, чтобы джигит, претендующий на руку и сердце девушки, догнал свою невесту на резвом скакуне. Во время народного праздника молодежь верхом на лошадях отправляется в поле. По условному знаку девушка, плетью стегнув коня, мчится вскачь от суженого. Юноша должен был во что бы то ни стало догнать и поцеловать девушку, иначе ему не избежать шутливых замечаний друзей, осуждающих взоров родичей, ехидного смеха девушек и торжествующего взгляда строптивой наездницы. Если все же парню не удалось догнать красавицу, он должен развернуться и стремительно скакать обратно. Теперь уже девушка гонится за ним, но не для того, чтобы подарить поцелуй, а чтобы отстегать камчой незадачливого жениха. И все же во все времена эта игра, скорее, была веселым спектаклем и увлекательным зрелищем, за которым с удовольствием наблюдали все степняки, от мала до велика, чем серьезным испытанием для влюбленных.
Кроме того, у казахов связано много национальных игр со сватовством и свадьбой. Их ценность состоит в том, что в них наиболее полно проявляется духовная культура народа, ярко раскрываются его фантазия, тонкий юмор. С помощью игр свадебный обряд превращался в удивительное представление, своеобразный театр. Самыми веселыми и занимательными были детские игры. В пору нашего детства, так же, как и у наших родителей, любимыми и популярными были асычки, лянги. Некогда позабытые эти виды состязаний в последние годы вновь набирают популярность.
Фото из открытых источников.