КАЧЕСТВО ЗНАНИЙ – ЗАЛОГ КОНКУРЕНТОСПОСОБНОСТИ
«Каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером. Если в системе ценностей образованность станет главной ценностью, то нацию ждет успех».
(Из статьи Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
Наличие спроса на образованных людей в обществе, говорит о том, что государственные структуры такого общества, как выразители жизненных интересов своего населения, соответствуют своему предназначению. Начиная разговор по обозначенной проблеме, трудно не обратить внимания на программную статью Президента страны Нурсултана Назарбаева по модернизации общественного сознания, в котором выражено некоторое беспокойство, относительно уровня образования в казахстанском обществе, а также определены пути улучшения в этой сфере.
Важно, что проблема образования в выше названной программе первого лица государства берется не в отрыве от целого комплекса проблем духовного развития человека в нашем обществе. Она рассматривается вместе с проблемой казахского языка, патриотизма, знания иностранных языков, религиозного воспитания. В разделе, посвященном образовании, президент, говоря о необходимости создания культа знаний в нашем обществе, предостерегает общественные институты страны от превращения сферы образования в дело узкого круга людей. Говоря таким образом, Глава государства напоминает, что только при всеобщей доступности образования наше общество может получить от образованных людей сколько-нибудь значимую выгоду в масштабах всего государства.
Знания, нужно заметить, обретают качество общественной полезности только в том случае, когда в стране, которая стала на путь повышения уровня образования своего населения, есть достаточное количество объектов производства, работающих на уровне передовых технологий, применяемых в высокоразвитых странах. А в отсутствии объектов приложения знаний и навыков производства, усилия, направленные на воспитании и обучении высокообразованных масс населения в нашем государстве, могут оказаться бесполезными. Чтобы такое не случилось в нашем случае, нужно создать в масштабах всей страны конкурентную среду во всех сферах жизнедеятельности наших людей. Только таким образом мы окажемся в состоянии возродить в своем гражданине стимулы и мотивы для постоянного повышения своего уровня знаний.
Тогда, нужно ожидать, что любой человек из нашего общества, будет пытаться употребить свой ум и способности на решении проблем, стоящих перед всем народом, а не будет ограничен заботами собственной семьи. А это даст человеку быть полезным в служении всему обществу и всей нашей стране. Но произойдет это только при условии, если знающий человек будет придерживаться в своей жизни нравственных норм своего общества. Иначе они могут быть в той же мере полезными, в какой могут быть вредными для страны. И потому, нужно понимать, что при воплощении в жизнь идей президента нашей страны по «Модернизации общественного сознания» немаловажную роль должно играть и нравственному воспитанию казахстанского общества.
Однако при всей положительной направленности мер, предполагаемых осуществить для модернизации общественного сознания в нашей стране, этого может оказаться недостаточно, если в основу этих изменений не будет заложен принцип справедливости. Только в атмосфере справедливости развиваются в человека его благородные качества; только в атмосфере справедливости общественная жизнь в стране освобождается от самых страшных пороков – скупости, жестокости, воровства и равнодушия; только в атмосфере справедливости человек осознает себя ответственным социально и свободным индивидуально.
И сегодня, век небывалого технического и технологического развития, когда значение знаний возросло во много раз, социально-экономический фактор стал играть еще более существенную роль в жизни людей. Мы теперь понимаем, что только в обществе, построенном на принципах справедливости, может реализоваться человек как личность, могущий воплотить в жизнь свои самые невероятные догадки, и свою самую необузданную творческую энергию.
Итак, для сформирования высокообразованного, высококультурного общества в Казахстане, нужно, чтобы в нашей стране установилась необходимая для этого социально-экономическая обстановка. Хочется верить, что руководство и духовная элита страны, не только имеет желание и волю для того, чтобы привести общество к поставленной цели, но и сил и знания для этого.