ВСПОМНИТЬ НАВЫКИ ПРЕДКОВ, ОСОЗНАТЬ ПРИНАДЛЕЖНОСТЬ К ЕДИНОМУ, ВЕЛИКОМУ НАРОДУ
«Даже в значительной степени модернизированные общества содержат в себе коды культуры, истоки которых уходят в прошлое. Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Без этого модернизация превратится в пустой звук».
(Из статьи Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
Ивану Владимировичу Мичурину принадлежат слова: «Мы не можем ждать милостей от природы, взять их у нее — наша задача». И хотя выдающийся ученый-селекционер говорил, в общем-то, исключительно о селекции культурных растений и о создании их новых сортов, его слова, на протяжении долгого времени, трактуются как символ всевластья человека над природой и его безграничных возможностей во всем. Ведь человек - венец природы, и если ему что-то нужно - он не должен ждать, когда природа изволит это сделать, он должен видоизменять природу до получения требуемого человеку результата. Этот принцип стал основополагающим в советской биологической науке. Но, к сожалению, этот же принцип, а точнее его перифраз, лег, в те времена, в основу всего. Когда некто, зараженный тяжелейшей формой культа личности, и возомнивший себя единственным гением и великим вождем, решил, что постиг тайну всеобщего блага и узурпировал право единолично распоряжаться судьбами целых народов, отметая при этом их традиции и вековой уклад.
Насильственная коллективизация – стала одной из самых трагических страниц нашей истории. Бездумное «причесывание» всех под одну гребенку, привело к катастрофическим последствиям. В Казахстане силовое принуждение кочевников-скотоводов к оседлому образу жизни и поголовная запись населения в колхозы, были проведены в кратчайшие сроки. Естественно, что обобществлен был и принадлежавший людям скот. Уже в начале 1932 г. в Казахстане 87% хозяйств колхозников и 51,8% единоличников полностью лишились личного скота. Принуждение к оседлости привело к нарушению традиционных кочевых маршрутов, направленных на отгон табунов и отар на новые пастбища, что подорвало кормовую базу кочевого животноводства. В итоге это привело к тому, что за неполный год, к началу 1933 г. в Казахстане осталось всего 4,5 миллиона голов скота против 40,5 миллионов накануне коллективизации. Варварское вторжение в многолетние и устоявшиеся традиции жизни людей, привели к чудовищным последствиям, голод охвативший Великую степь – прямое тому доказательство.
Тоже самое происходило и в остальных регионах 1/6 части суши. Артем Веселый, в главном проведении своей жизни- книге «Россия кровью, умытая» так писал о дореволюционной Кубани: «Из края в край шумели богатые ярмарки, лавки ломились от купецкого добра, ссыпные лабазы и элеваторы под горло были набиты хлебом, целые реки кубанской пшеницы текли на рынки Европы и Азии. С осенних заморозков до великого поста от Тамани до Каспия по широким шляхам тянулись чумацкие обозы: гам, песня, хлопанье кнутов, в ярмах качались круторогие воловьи головы, стонали тяжелые возы, груженные зерном, рыбой, солью, строевым лесом, сапожным и щепным товаром». Что же произошло с этим краем после коллективизации? Да то же, что и везде. Обнищание, всеобщая уравниловка и гибель интереса земледельцев к своему исконному занятию. Трагедия, вызванная бредом проникновения большевистских идеалов в веками сложившуюся хозяйственную деятельность различных народов, привела к губительным последствиям. Кризис охватил сельское хозяйство во всех уголках некогда единой страны – от казахских аулов до поморских деревень. Понадобились годы невероятных людских страданий и бедствий, чтобы преодолеть последствия этой преступной авантюры. Именно антигуманная составляющая бесчеловечной и антинародной сталинской политики, направленной на уничтожение национальных устоев, традиций и обычаев, на подавление национального менталитета всех народов бывшего СССР и формирования обезличенных винтиков советской государственной машины, в конечном итоге и привела к краху экономики СССР. Люди оказались абсолютно лишены стимулов к работе, и это стало приговором для такой экономической модели.
В этой связи очень актуально звучат слова Президента Казахстана Нурсултана Назарбаева: «В чем опасность господствующих сегодня моделей модернизации? В том, что модернизация рассматривается как переход от национальной модели развития к некой единой, универсальной. Но жизнь неизменно доказывает, что это ошибка! На практике разные регионы и страны выработали свои модели.
Без опоры на национально-культурные корни модернизация повиснет в воздухе. Я же хочу, чтобы она твердо стояла на земле. А это значит, что история и национальные традиции должны быть обязательно учтены».
Модернизация общественного сознания не может состояться без осознания принадлежности к единому, великому народу, с его богатейшей историей и уникальной культурой. Именно это и выведет Казахстан на принципиально новую орбиту развития.