НА ПУТИ МОДЕРНИЗАЦИИ ОБЩЕСТВА
«…И мы вступили в эту эпоху. В таких условиях успешно жить сможет только высокообразованный человек, который может относительно легко менять профессию именно благодаря высокому уровню образования. Поэтому Казахстан сегодня в числе самых передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Говоря о модернизации общественного сознания, Президент Нурсултан Назарбаев в своей статье указывает, что нам нужна нация сильных и ответственных людей. Это нация созидателей, тех, кто нацелен в будущее, кто не проедает накопленные богатства, а создает новые, формирует «новую стоимость» в экономике. Казахстанец XXI века – это творческий, деятельный, устремленный в будущее, а главное – образованный человек. И общественные представления в этом направлении меняются буквально на наших глазах. Быть необразованным становится уже не модно, в новом поколении формируется другая ментальность. Наше молодое поколение уже во многом отличается от среднего и старшего, и эти отличия – в лучшую сторону. Современные молодые люди активно впитывают новые знания, и во многих сферах они значительно более образованны и продвинуты, чем старшее поколение.
Однако темпы этих изменений в нашей ментальности зависят от всего общества. Сами по себе изменения не произойдут, если просто их ждать и ничего не делать. Сам по себе культ знаний в обществе не сформируется, этот процесс должен быть целенаправленным и управляемым. Причем именно система образования играет в нем ключевую роль. Именно школа призвана с юных лет формировать менталитет гражданина-созидателя – знающего, прагматичного, компетентного молодого человека, готового к сложным вызовам и решениям, вовлеченного в современную разветвлённую структуру трудовой и общественной деятельности.
Как уже в ближайшие годы сделать стремление к знаниям, к самообразованию значимой чертой менталитета казахстанцев?
Чтобы ответить на этот вопрос, нужно знать, какие требования предъявляет современная внешняя среда к результатам образования. Нужно видеть, какие именно направления знаний обеспечат успешность юных граждан в их ближайшем взрослом будущем. А зная это – оценить, чем казахстанская система образования может на это ответить. Готова ли она к тем стратегическим задачам, о которых мы говорим?
Здесь уместно вновь вспомнить сказанное Нурсултаном Назарбаевым в программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», где он отметил: «Технологическая революция ведет к тому, что уже в ближайшие десятилетия половина существующих профессий исчезнет. Такой скорости изменения профессионального облика экономики не знала ни одна эпоха».
Говоря о том, чему же главному школа должна уметь научить наших детей в эту эпоху, доктор педагогических наук Саулеш Муканова обращается к исследованиям Всемирного экономического форума в Давосе. Международные эксперты ВЭФ определили 10 профессиональных навыков, которые будут актуальны уже через пять лет в условиях происходящих системных изменений в политическом, экономическом и технологическом укладе жизни современного общества. Навыки распределены на две группы.
Первая группа навыков включает способность быстро думать, видеть суть, находить решение проблем, генерировать новые проекты и идеи. В частности: комплексное многоуровневое решение проблем (complex problem solving), критическое мышление (critical thinking), креативность (creativity), эмоциональный интеллект (emotional intelligence), гибкость ума (cognitive flexibility).
Вторая группа навыков – это умение общаться с людьми, договариваться и управлять коллегами в рабочем коллективе, понимать людей, служить им. В навыки вошли управление (people management), взаимодействие (coordinating with others), формирование собственного мнения и принятие решений (judgment anddecision-making), клиентоориентированность (service orientation), ведение переговоров (negotiation).
И здесь возникает вопрос: насколько отечественная система школьного образования готова к тому, чтобы не только снабжать детей массивом знаний по изучаемым предметам, но и научить их основам описанных выше навыков?
Школа Казахстана находится в процессе глубокой модернизации. На вызовы времени она ответила обновлением госстандарта, внедрением новой системы оценки результатов образования. Философия происходящих изменений отражает, с одной стороны, тенденции в мировой образовательной практике, а с другой – выработку в детях определенных нравственных ориентиров, составляющих основу нашего культурно-генетического кода. Были и другие многочисленные инновации, обеспечившие модернизацию как управления образованием, так и самого содержания программ.
Однако все это пока не означает, что школа готова соответствовать требованиям нового времени, что она способна научить подрастающее поколение необходимым новым навыкам.
Прошедшие годы показали, что система образования, будучи консервативной и по своей сути являясь наследником советской модели, быстро не сдает своих позиций. Она не готова отказываться от привычного, наработанного, дающего порой неплохие результаты учебного процесса. Безусловно, никто не должен ломать этот процесс в корне. Но нужно дополнять его новыми подходами, которые обеспечат не только получение выпускниками знаний, но и умение применить их на практике. Здесь нужен определенный управленческий и информационный ресурс: необходимо, чтобы педагоги в массе своей поняли и приняли необходимость учить детей не только математике или физике, но и учить их общаться, взаимодействовать, управлять. А главное – научить учиться, постоянно обновлять свой багаж знаний, привить культуру постоянного саморазвития.
Все эти изменения нужны нам не только в концепциях, они должны быть осмыслены и приняты самим учителем. То есть, в самой педагогической среде Казахстана нужно взращивать культ знания.