КАК ВОСПИТАТЬ ИЗ МАЛЬЧИКОВ ПАТРИОТОВ
«Патриотизм начинается с любви к своей земле, к своему аулу, городу, региону, с любви к малой родине. …«Туған жерін сүйе алмаған сүйе алар ма туған елін?» или «С чего начинается Родина?» В этих произведениях есть большой смысл».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Когда мы говорим о чувстве патриотизма в условиях общественной жизни казахстанской нации, развивающейся в границах своего суверенного государства, мы должны понимать, что данное отношение к своей Родине формируется не на понятийном уровне, чтобы быть разрешенной средствами агитации, но формируется на уровне сознания, которое закладывается у ребенка в первые годы жизни, когда его благополучие всецело зависело от родителей. И в силу этого, ставя задачу патриотического воспитания подрастающего поколения в любом национальном государстве, в первую очередь нужно делать ставку на бережное отношение родителей к своим детям.
Если, будучи ребенком, человек не получил заряда доброты, заботы, любви и уважения к себе от родителей, вряд ли он будет в своей взрослой жизни в состоянии проявить эти же чувства к своим родителям. Он просто может не додуматься о наличие у себя этих чувств, а также может не знать о назначении их в разных ситуациях жизни. Таким образом, мать и отец, ухаживая за своими детьми, закладывают в них будущее отношение, прежде всего, к себе, а за тем, во- вторую очередь, в отношении к своим будущим детям.
Именно на уровне осуществления родителями своих родительских обязанностей по отношению к своим детям и, в соответствии с тем, из каких источников – традиций и ценностей – они черпали свои представления о родительском долге, воспитывая своих детей, с таким же душевным и духовным содержанием будет вооружена вся нация, в условиях в которой живут семьи, в которых воспитываются будущие граждане. Вот почему важно следованию традициям в прививании патриотического чувства посредством родительской любви к детям. Ведь не бывает производное богаче и чище своего источника, значит нужно брать из него как можно больше.
Иначе говоря, исходя из воспоминаний об отношении к себе со стороны родителей, как ответная реакция, формируется сыновий долг. Образ родительской любви, заботы, доброты, нашедшее свое отражение в зеркале сознания детей, который не только вызывает ответную реакцию благодарности к родителям в сердцах детей, но и распространяет такое же благодарное отношение к малой родине, а затем и к большой родине у людей, воспитанных у духовно богатых родителей. В этой связи, считать, что любовь к родине формируется только посредством родительского воспитания, было бы опрометчиво.
Чтобы общество и каждый отдельный гражданин испытывал сыновье чувство к своей большой родине, от имени которого выступает национальное государство, то данное государство должно вести себя в отношении своих граждан, как заботливые родители. Только в этом случае срабатывает чувство патриотизма у большого количества населения к своей стране. От этой зависимости еще никогда не смог уйти ни один народ, так как в ней был заложен механизм, который формировал не только национальное самосознание любого этнокультурного общества в прошлом, но и также регулировал отношения между гражданским обществом и государством во многих странах.
Завершая разговор о патриотизме, нужно сказать, что в современном понимании этого чувства не совсем достаточно сегодня любви и заботы к своей родине. Наилучшим проявлением сыновьего долга, с учетом своеобразия процессов, происходящих в наше время в мире, считается высокое образованность человека, которую употребляет во благо процветания своей страны и благополучия своего народа.