«100 НОВЫХ УЧЕБНИКОВ»: «ОБЩЕСТВЕННОЕ ЖИВОТНОЕ». ЧАСТЬ I
В числе 18 новых учебников, переведенных на казахский язык в рамках реализации статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания», - книга “Общественное животное” Эллиота Аронсона, одного из знаменитых и разносторонних психологов современности. Давайте подробней углубимся в книгу.
Эллиот Аронсон, выдающийся американский социальный психолог, родился в 1932 году в небольшом городке под Бостоном в штате Массачусетс, США. Его родители были бедны и не получили хорошего образования, но Эллиот в 1950 году поступил в Брэндайзский университет. Там, однажды он случайно попал на лекцию по вводному курсу психологии, которую читал знаменитый американский психолог Абрахам Маслоу. Лекция была посвящена предрассудкам, и вопросы, которые ставил Маслоу, точно совпали с теми, что в детстве возникали у самого Эллиота, страдавшего от антисемитских преследований со стороны своих сверстников. Эта лекция произвела на молодого Аронсона настолько сильное впечатление, что он поменял специализацию в колледже с экономики на психологию.
После получения степени бакалавра, по настоянию Маслоу, Аронсон решил продолжить образование и в 1956 году поступил в аспирантуру Стэнфордского университета. Здесь произошла его встреча с Леоном Фестингером, который к тому времени как раз закончил свою книгу о когнитивном диссонансе. Эта встреча и определила весь дальнейший научный путь Аронсона.
Окончив аспирантуру, Аронсон преподавал и вел исследования в Гарвардском, Техасском и Миннесотском университетах, а последние 25 лет является профессором Калифорнийского университета в городе Санта-Круз. В 1954 году он женился на Вере Рабинек, у пары четверо взрослых детей.
Эллиот Аронсон известен своими изящными теоретическими идеями, изобретательными экспериментами, остроумными и эффективными прикладными исследованиями и разработками, а также многочисленными статьями и книгами.
Аронсон внес серьезный вклад в различные области социальной психологии - в изучение диссонанса, убеждающей коммуникации, межличностной привлекательности, предрассудка, экспериментальной методологии. Он удостоен самых авторитетных наград за достижения во всех возможных для ученого сферах деятельности - это исследования и книги, педагогическая деятельность и решение практических проблем.
Разносторонняя одаренность Аронсона помогла ему создать один из лучших учебников по социальной психологии, который теперь доступен и для студентов, обучающихся на казахском языке. Книга "Общественное животное" выдержала уже семь изданий в США и переведена на 14 языков мира. Замечательно, что в свет выходит ее перевод и на казахский язык.
Прежде всего завораживает общий пафос автора и научного сообщества, которое он представляет, - показать (и доказать!), что сложнейшие психологические явления могут быть изучены средствами науки, построением теорий, выдвижением гипотез, их проверкой в ходе контролируемых экспериментов, в результате которой теория подтверждается или опровергается. Название книги "Общественное животное" лишний раз подчеркивает, что сложнейшие феномены социального поведения человека можно понять, используя, в принципе, ту же научную стратегию, что и при изучении других, "не общественных" животных.
Другая крайность - сделать из науки собрание священных истин, которые непонятно как возникли, а потому и не ясно, как связаны между собой и как могут быть подвергнуты изменению. В конечном счете, такая установка лишает человека подлинной свободы в обращении с научной информацией.
Учебник Аронсона осуществляет мощную прививку против подобного отношения к науке. В работе ученого сохранен весь драматизм борьбы за знание, которое не преподносится и не воспринимается как нечто закостеневшее, раз и навсегда установленное. Сегодняшние же установки и выводы обосновываются в книге не ссылками на авторитет "науки" и "ученых", а доказательной логикой теоретизирования и процедурами экспериментальной проверки теоретических гипотез за счет проведения опытов и социальных иссследований. Наука - это то, что сделано, делается и переделывается человеческими руками и головой. Она предстает как система знаний и практик их добывания, открытая дальнейшему развитию, в котором автор приглашает принять участие, вооружая читателя соответствующими инструментами.
Итак, книга Аронсона, посвященная интереснейшим явлениям человеческой психики, является в то же время и воплощением научности, убедительно демонстрируя ложность деления психологии на "естественно-научную" и "интересную".
Продолжение следует.