НАЦИОНАЛЬНО-КУЛЬТУРНЫЙ КОД – ЭТО ТО, ЧТО ДЕЛАЕТ НАС УНИКАЛЬНЫМИ
В программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Президент Нурсултан Назарбаев сказал: «Первое условие модернизации нового типа – это сохранение своей культуры, собственного национального кода. Особое отношение к родной земле, ее культуре, обычаям, традициям – это важнейшая черта патриотизма. Это основа того культурно-генетического кода, который любую нацию делает нацией, а не собранием индивидов».
Современные казахстанцы – это действительно не собрание индивидов, а единая нация со своими уникальными ценностями, со своим мировосприятием и путём развития. Осознание этой общности очень важно для всей дальнейшей модернизации, которая предстоит нашему обществу и государству. Здесь уместно вспомнить целый ряд стран, где модернизационные идеи привели к экономическому прорыву, причём этот прорыв был основан именно на национально-нравственной консолидации общества. Южная Корея, Япония, Сингапур – все они показали человечеству яркий пример того, как национально-культурный код может способствовать модернизации. Когда нация, опираясь на свои исторические ценности, делает единое усилие, в основе которого лежат патриотические чувства каждого индивида, – вот это и есть пример того, как в современном мире можно противостоять глобалистской псевдо-культуре, «усредняющей» национальные культуры и стирающей отличия, которые делают всех нас уникальными.
Отличительной чертой современного мира остается его этническое и национальное разнообразие. Процесс глобализации культуры заставляет нации делать сложный выбор между унификацией и взаимным обогащением. Нельзя допустить вытеснения, замещения своей национальной культуры, национального кода этой глобальной культурой. Процесс глобализации культур заставляет каждую нацию идти на сложный компромисс между полной унификацией и национальным индивидуализмом. Понятно, что то и другое – крайности, а компромиссом является взаимное обогащение культур.
Главная проблема здесь заключается в мощном, повсеместном и достаточно агрессивном распространении этой общей «глобальной» культуры. Она не просто стучится в каждый дом через гаджеты, музыку и социальные сети – она уже находится в нас, влияя на наше поведение и восприятие мира.
Конечно, это не означает, что нам надо замкнуться в себе, отгородиться, как это делают, например, северные корейцы. Мы должны быть открыты миру, понимая, что современный мир стремится создать единое пространство коммуникации, вбирающее в себя многообразие уже существующих культур. И нам нужно понимать, что современному человечеству действительно нужна единая культура – как средство объединения, взаимодействия, налаживания мостов между людьми, странами и цивилизациями. Мы должны взаимодействовать, понимая, что каждая индивидуальная культура, каждый национально-культурный код в совокупности и формируют то разнообразие мира, которым мы не устаём восхищаться, путешествуя по разным странам и континентам.
И – главное – надо понимать, что именно это бесконечное разнообразие как раз делает нас самими собой. Мы – особенные, мы не такие как все, хотя при этом остаёмся открытыми к коммуникации, к дружбе и взаимному культурному обогащению.
Однако современные процессы в глобальном информационном поле ставят практически перед всеми нациями и народами очень серьёзный вызов – риск утратить свою идентичность. Новые технологии в сфере телекоммуникаций и расширение международных холдингов, распоряжающихся средствами массовой информации, наряду с агрессивным продвижением западной массовой культуры и другими факторами, порождают мощные глобальные культурные потоки. Эти потоки формируют некую «моду», своего рода стиль, предполагающий определённые стандарты и модели поведения. Особенно влиянию этих явлений подвержено юное поколение. Молодых людей подкупает интенсивность, многокрасочность, разнообразие и весьма привлекательный (часто – за счет ярко выраженного протестного контекста) характер этих моделей поведения. Молодежь начинает следовать продвигаемым стереотипам и моделям как «современным», «прогрессивным», «продвинутым».
И это поколение сегодня сменяет другие, более старшие, которые пока еще остаются носителями национальной культуры. Что это означает? Если глобальная культура займет доминирующее место в сознании молодого поколения, то к собственной национальной культуре у него будет уже отношение как к чему-то вторичному, неактуальному. К сожалению, опыт многих стран показал, что именно так и происходит. Фактически со стороны проводников глобальной культуры брошен вызов доминированию национальных культур, национальных идентичностей и их институтов.
К чему все это способно привести отдельно взятые нации и государства?
Культурная глобализация, как предупреждают некоторые философы, может привести к своего рода «усреднению» человечества и отдельной личности, к исчезновению индивидуальности обществ и народов. И, к сожалению, для все большего числа людей в разных странах это уже свойственно в полной мере.
Для примера можно привести феномен так называемых глобтроттеров. Он был подробно описан в статье «Казахстанской правды», как раз посвященной проблематике нашего национально-культурного самосознания. Глобтроттерами (от английского globe-trotter, т. е. globe – «земной шар», trot – «бежать, скакать») называют постоянно путешествующих по свету людей. Существует мощное глобальное движение глобтроттеров, называющих себя представителями «культуры абсолютного настоящего» или «гражданами мира». Они объединяются, ездят друг к другу в гости и активно продвигают свою культуру. Вот как описывается в современной литературе образ типичной представительницы этой культуры: «Везде она останавливается в отеле «Хилтон», съедает на обед один и тот же бутерброд с тунцом, пользуется одними и теми же моделями факсов, телефонов, компьютеров, смотрит одни и те же фильмы, обсуждает одни и те же проблемы с людьми одного и того же типа».
Собственно, ничего страшного нет в том, что такие люди существуют. В том числе, есть они и у нас. Плохо другое: их отношение к консервативному большинству, придерживающемуся своих национально-культурных ценностей. «Граждане мира» считают консервативное большинство отсталым и старомодным. По их мнению, национальные культуры – это пережиток и удел прошлого. А особенно плохо то, что к подобному восприятию своей национальной и культурной идентичности (как чего-то отсталого, архаичного и несовременного) убежденные глобалисты – «граждане мира» подталкивают молодежь.
Нет, безусловно, неплохо быть «гражданином мира» в истинном понимании этого определения. Это когда вы знаете много языков и культур, разбираетесь в традициях различных народов, в религиях и верованиях. Когда вы с удовольствием общаетесь с людьми из разных стран, раскрываете для себя особенности их культур, их мировосприятия. Прекрасно, если у вас есть много друзей со всех континентов. Другое дело, что сегодня понятие культурной открытости трактуется все более примитивно. Так, американские глобтроттеры в среде своих сторонников по всему миру продвигают идею, что сегодня, мол, тебе достаточно немного знать английский, слушать рэп и пить кока-колу, и ты будешь своим в любой точке мира. То есть, тебе не нужно «заморачиваться» чьими-то культурами, традициями или религиями.
Такой примитивизм особенно опасен тем, что он заразителен. Молодому человеку внушают мысль, что, мол, твой национальный код, многовековая культура твоего народа – все это прошлый век. Это то, что тебе не нужно. Выучи разговорный английский и «будь как все», общайся с людьми по всему миру и не напрягайся. Такой вот агрессивно-примитивный глобалистский образец поведения, так сказать, lifestyle.
Противоядием всему этому может быть только глубокое знание собственной национальной культуры, интерес к которой нужно прививать с раннего детства. В Казахстане, как и во многих современных государствах, национально-культурный код является не просто элементом самобытности – он является фундаментом государственного строительства. Именно национально-культурное самосознание людей всех этносов, населяющих наш Казахстан, во многом способствует гражданскому единству. Потому что именно в нашем национально-культурном коде заложены принципы толерантности, равенства народов, идеи общей семьи и единой казахстанской нации.
И нужно понимать, что знание и понимание этих ценностей нам очень важно передать юному поколению. Уважение к истории и культурному наследию предков, знание традиций, ассоциирование своей личной судьбы с этой землей, с ее прошлым и настоящим – все это закладывается с самых ранних лет. Нужно прививать детям и подросткам понимание того, что только объединение наших лучших национальных особенностей и традиций с универсальными культурными ценностями мира отличает по-настоящему современного человека. Отсталым будет тот, кто замкнут лишь в своем узком мирке, так и тот, кто отринул и отбросил свои национальные особенности в угоду некоему «глобальному стилю».