ТРЕХЪЯЗЫЧИЕ КАК ПРОПУСК В БОЛЬШОЙ МИР
«…Казалось бы, что доказывать необходимость массового и форсированного обучения английскому языку, когда по всему миру более миллиарда человек изучают его наряду с родным как язык профессиональной коммуникации? Это не чье-то субъективное желание, это условие для работы в глобальном мире».
(Из статьи Главы государства «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
Знание другого языка для человека – это не только стремление удовлетворить свое любопытство, но и шанс получить в личное пользование чужой опыт и чужие знания. Трудно сегодня представить успешного человека, который был бы ограничен в своей деятельности владением лишь одного своего родного языка. Перспективы такого человека были бы подобны перспективам глухонемого, который, имея уши, не слышит никого кроме себя. Такое определение относится особенно к человеку, чей родной язык не входит в число международных языков, которые в той или иной мере аккумулируют в своей повседневной практике сколько-нибудь значимые достижения жизнедеятельности человека.
Ведь носитель одного определенного одного языка, вступая в диалог с носителем другого языка, вступает диалог с целой страной, целым народом, представителем которого является его собеседник. И знания, полученные им от такого общения, не только делает его успешным в плане материального достатка, но и обогащает его духовно.
Проблема перевода, неизбежно возникающая при вступлении в диалог носителей разных языков, главным образом обогащает человека новыми знаниями и навыками трудовой деятельности. И в то же время, во время диалога, представитель одного языка вольно или невольно оказывается в ситуации, когда он вынужден сравнивать степень развитости своего языка со степенью развитости чужого языка на предмет его возможностей для освещения изменений, происходящих в мире. И после таких сравнений, один из носителей двух языков, вступивших в диалог, не может не почувствовать свои недостатки во владении не только чужим языком, но и недостаточную развитость своего языка. Состояние диалога неизбежно пробуждает в человеке скрытые творческие способности. Ведь нет развития вне диалога известного с неизвестным.
Трудно представить сколько-нибудь значительного философа без знания классической немецкой философии и немецкого языка, трудно представить исламского ученого без знания арабского языка. Таким же образом, трудно пытаться быть в курсе развития современной науки и техники без знания английского языка, который, как никакой другой язык, охватывает собой человеческий опыт последнего столетия.
Глава нашего государства Н.А.Назарбаев отметил, что казахский язык будет изучаться как государственный, русский - для межнационального общения и английский - как язык интеграции в глобальную экономику. Знание государственного языка является фактором личной конкурентоспособности, карьерного продвижения в любой сфере деятельности. Сегодня знание английского открывает двери в большой глобальный мир с его необыкновенным потоком информации и инноваций. Овладение этим иностранным языком дает возможность обучаться за рубежом в лучших вузах мира, а также получить практический опыт в передовых странах планеты.
Граждане, владеющие несколькими языками, будут конкурентоспособными специалистами, как внутри страны, так и за рубежом. Данная языковая политика дает все возможности для развития человеческого потенциала, что поможет войти нашему государству в число 30 наиболее развитых стран мира. «Трехъязычие должно быть нормальным явлением для нашего общества»,- говорит Н.А.Назарбаев. Без сомнения, языковая политика в Казахстане - это путь к светлому и успешному будущему!
С развитием языка, расширением его общественных функций непременно связан расцвет культуры и будущее самого народа как исторически сложившейся устойчивой общности людей. Государство уделяет большое внимание созданию оптимального языкового пространства для более чем 130 этносов страны. При этом каждая из них имеет неповторимую духовную и материальную культуру, свою историю, традиции и обычаи.