МОДЕРНИЗАЦИЯ И НАЦИОНАЛЬНАЯ КУЛЬТУРА – ПОНЯТИЯ НЕРАЗДЕЛИМЫЕ
«Наши национальные традиции и обычаи, язык и музыка, литература и свадебные обряды, – одним словом, национальный дух, должны вечно оставаться с нами».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Анализируя опыт некоторых государств, которые сегодня эффективно развиваются и выходят на передовые глобальные позиции, легко заметить, что модернизацию в условиях XXI века отличают некоторые особые черты. Наиболее успешно развиваются те государства, где общество опирается на уникальную самобытную культуру, где помнят и чтут свою историю и традиции. Характерным примером может быть модернизация по-корейски, по-японски, по-сингапурски. Народы этих стран, являясь абсолютно современными и чуждыми какой-то отсталой архаики, остаются яркими, самобытными и узнаваемыми. Они сохраняют и развивают лучшие черты своего национального характера и благодаря этому успешно идут вперед. Тогда как опыт некоторых других стран показал, что без этой опоры можно потерять и лицо, и свою дорогу. Речь, естественно, идет не о слепом копировании прошлого, не о сохранении каких-то отсталых традиций и привычек. Успешным нациям помогает развиваться осознанный выбор лучших традиций, сохраняющих идентичность и в то же время нацеленных на будущее – тех, которые делают нацию более сильной и конкурентоспособной.
Идеи, высказанные Президентом Нурсултаном Назарбаевым в программной статье о модернизации общественного сознания, основаны как раз на этом. Глава государства призывает опираться на лучшие ценности и традиции народа, отказываясь от того, что мешает развитию, что устарело и должно остаться в прошлом. Самое главное, чтобы наши основополагающие уникальные культурные коды не были утрачены, не растворились в так называемой «глобальной культуре», а наоборот – приобрели новые живые формы и стали эффективными драйверами духовного обновления. Национальная культура, история, традиции должны стать предпосылкой и основой этого процесса. Это во многом философский процесс, основанный на неразрывной нити связи времен: события прошлого формируют те ценности и понятия, которые становятся фундаментом будущего.
В Казахстане много прекрасных традиций, которые формируют нашу общую гражданскую идентичность и делают всех нас сильнее. Совместное проживание на щедрой казахстанской земле представителей более 100 этносов сформировало особый менталитет. Эта история повлияла на национальный дух и на наше общественное сознание народа страны, обозначив наши ключевые ценности – дружбу и взаимопонимание, доброжелательность и согласие, взаимодействие и единство на пути к прогрессу.
Вообще гармоничное сосуществование разных этносов, народов и культур – очень важная, исторически сложившаяся особенность всей Центральной Азии. Но особенно ярко она проявилась в истории независимого Казахстана. Существует множество факторов, которые связывают страны и народы региона, и эту цивилизационно-культурную общность нам можно и нужно использовать в дальнейшем развитии. С этой точки зрения, по мнению некоторых ученых, формирование современной казахстанской идентичности станет более эффективным, если будет сформирована также и идентичность региональная.
Здесь дело в весьма агрессивном и во многом трудно контролируемом проникновении в нашу жизнь так называемой глобальной культуры. Они приходит через фильмы, музыку, искусство, даже через гаджеты. Противостоять этому невозможно, да и не нужно. Но очень важно в нынешнюю эпоху глобализации и повсеместной интернационализации экономических, социальных, культурных связей сохранять свою «самость», свою уникальную национальную идентичность. На уровне всего общества это, безусловно, сложная задача. И очень важным промежуточным звеном здесь является региональная общность. Исходящий сегодня от казахстанского руководства политический призыв к большей кооперационной синергии в Центральной Азии как раз базируется на понимании того, что наша казахстанская национальная и страновая идентичность будет более рельефно представлена и сохранена, когда в сознании людей будет закреплена также и региональная субъектность.
В историческом смысле понимание базовых составляющих национального кода во многом меняется в условиях, когда полиязычие является общей нормой, когда вокруг нас уже просто не существует моноэтничных государств, а языковые границы весьма размыты. С этой точки зрения зарубежные эксперты высоко оценивают прагматичную языковую политику, выстроенную в Казахстане. Когда, с одной стороны, созданы условия для изучения этносами своих языков, а с другой – на государственном уровне реализуется программа трёхъязычия, предполагающая развитие казахского языка как инструмента консолидации народа, сохранение и развитие русского – как языка межнационального общения и освоение английского – как языка международной интеграции.
В данном плане, говоря о современном понимании национального кода, мы должны понимать, что он перестал быть этнической данностью, хотя корни его и базируются на этнических началах. Сегодня национальный код формируется в первую очередь как осознанная гражданская и социальная идентичность. В этом новом понимании национальный код предполагает несколько условий: это сильная современная культура, сохранение исторической памяти, культурного наследия и языка, гражданский патриотизм, а также эффективность и прозрачность государства.
Современные ученые-философы часто отмечают, что наиболее успешные перспективы имеют те общества, в которых остро развито чувство будущего. Показательно, что концепция модернизации общественного сознания, базируясь на укреплении и развитии казахстанского единства, опирается на именно эту нашу перспективную идентичность. Речь – об осознании себя как нации с единым общим будущим. Этот подход к развитию общественного менталитета действительно дает Казахстану перспективные эволюционные возможности, создавая основу для достижения наших стратегических целей.