В ПРИОРИТЕТЕ — ОБРАЗОВАННОСТЬ, ПРОФЕССИОНАЛИЗМ И ЛИЧНОСТНЫЕ КАЧЕСТВА
«…Казахстан сегодня в числе самых передовых стран мира по доле бюджетных расходов на образование. Каждый казахстанец должен понимать, что образование - самый фундаментальный фактор успеха в будущем. В системе приоритетов молодежи образование должно стоять первым номером».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Распад советской империи, в которую входил Казахстан, как и другие ныне независимые государства, произошел не в результате вызревания в самой политико-экономической системы того государства каких-то новых, более прогрессивных изменений. Распад ее, как и дезинтеграция всей социалистической формации, был обусловлен ее изначальной неспособностью к развитию и ее неспособностью реагировать на процессы, происходящие внутри самой себя и в окружающем ее мире, а также его неспособностью перестраиваться на новые методы и формы, дающие человеческому обществу возможность преодолеть внутреннюю инерцию на пути своего развития.
Видеть в распаде социалистической системы только в его несостоятельности с точки зрения экономической, политической и социальной было бы несправедливо. Корни его залегали еще глубже, а именно в крахе его культуры, ориентированной на человека толпы и поддерживаемой, опять-таки, этим человеком толпы. Иначе говоря, в Советском союзе, как и во всех социалистических странах, уровень общего образования, возможно, и был высоким в расчете на среднестатистического человека, но уровень образования отдельных личностей, формируемых в ее системе, оставлял желать лучшего. И не всегда это было обусловлено качеством их знаний, сколько ограниченными возможностями их применения в реальной жизни.
Одной из самых деструктивных особенностей советской системы образования заключалось в том, что общеобразовательные и специальные программы, реализуемые в учебном процессе социалистических стран, в меньшей степени были ориентированы на конечный экономический результат. Таким образом, жизнь человеческого общества в социалистической системе была организована в интересах как бы всего населения страны, в то время, когда роль и ценность отдельно взятого человека была принижена до уровня крепостного крестьянина. Иначе говоря, социализм в СССР, можно смело сказать, был рецидивом крепостного права, существовавшего в течение долгого времени в Российской империи.
А в этом знаменательном случае, как известно из истории развития человечества, несвободный человек, независимо от того, раб он, или крепостной крестьянин, никогда не был расположен к творчеству, проявлению личной инициативы не только в общественной жизни, но и в личной. И как бы ни было прискорбно, мы, в прошлом советские республики, ныне независимые государства, по сей день, испытывая на себе негативного воздействия социалистических принципов управления обществом, не можем радикально дистанцироваться от них. И в этом причина того, что мы до сих пор не совсем определились приоритетами развития своих национальных государств.
Именно в данном направление – направлении преодоления влияния социалистического наследия, проводятся масштабные государственные программы по реформированию экономики, политики и социальной сферы казахстанского общества. Особое внимание во всей этой работе политическое руководство нашей страны уделяет, в соответствии с основным цивилизационным трендам нашего времени, реформированию конкретных сфер жизни нашего общества, от которых напрямую зависит развитие человеческого капитала, который сегодня стал главной движущей силой происходящих революционных процессов в мире.
Чтобы быть в состоянии включиться в эти глобальные процессы в роли непосредственного участника, а не стороннего наблюдателя, казахстанское общество, в первую очередь, предпринимает меры на государственном уровне по модернизации общественного сознания. В рамках реализации данной образовательной программы проводится латинизация казахского языка, вводится обязательное изучение в школах Казахстана английского языка, переводятся лучшие образовательные учебники мира из языка оригинала на казахский язык.
Данные мероприятия, несомненно, окажут благотворное воздействие на развитие не только государственного языка и всей системы образования Казахстана, но и окажет определяющее влияние на развитие всей национальной казахстанской культуры, которая играет важную роль в генерировании идей, являющихся двигателем развития национальных традиций и морально-нравственных ценностей из исторического прошлого своего народа, а также из всего духовного опыта всего человечества.