ТРЁХЪЯЗЫЧИЕ И ЛАТИНИЦА – ПУТЬ В СОВРЕМЕННОЕ ОТКРЫТОЕ ОБЩЕСТВО
«Неужели более 400 миллионов граждан Европейского союза не уважают свой родной немецкий, французский, испанский, итальянский или другой язык? Неужели сотни миллионов китайцев, индонезийцев или малайцев просто так изучают английский? Это не чье-то субъективное желание, это условие для работы в глобальном мире».
(Из статьи Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
Практически все современные развитые государства используют в своем развитии идеологию модернизации. Это наглядно видно по ряду европейских стран, где на волне инновационного развития и культа «зелёных» технологий уже началась новая эра в транспорте – автомобили вытесняются электромобилями. И это лишь малая часть глобальной модернизационной повестки. Казахстан тоже не может стоять в стороне от глобальных цивилизационных перемен, тем более что мы взяли за основу принцип открытости.
При этом мы должны понимать, что никто не ждет нас с распростертыми объятиями, никто не готов на блюдце с голубой каёмкой подарить нам новейшие технологии, вкладывать в нашу индустрию. Президент страны Нурсултан Назарбаев в своей программной статье прямо указывает, что когда в мире международные рынки захвачены транснациональными корпорациями из развитых стран, нам есть смысл задуматься, что мы тоже могли бы найти здесь свое достойное место. Мы могли бы использовать происходящие процессы глобализации в своих интересах, опираясь на свою уникальность, на наши сильные стороны. Это возможно через прагматичное экономическое взаимодействие, при котором наши международные контакты опираются на задачи модернизации.
Но если в экономике идут понятные процессы, и мы знаем куда двигаться, то человеческой, интеллектуальной основы для экономического прорыва в Казахстане пока недостаточно. Мы привыкли развиваться замкнуто, живя в своем мире, что обрекает нас на вторые роли в глобальной экономике. Не зря модернизации общественного сознания поставлен вопрос о необходимости внедрить трёхъязычие в образовательной системе страны. Английский язык – глобальный, международный, и владение им, наряду с казахским и русским, становится фактором личной конкурентоспособности для каждого казахстанца.
В реализации программы трёхъязычия центральное место занимает модернизация казахского языка. Важность реформы государственного языка трудно переоценить. Казахский язык, функционирующий на латинице, получает новые возможности для развития, а самое главное – он станет понятен в мире. Внедрение реального трёхъязычия позволит нам теснее интегрироваться в мировое сообщество, глубже видеть и понимать суть сложных процессов, происходящих в регионе и в мире. Это очень важно, чтобы с учетом полученных знаний формировать модель развития общества.
Изучая и развивая родной язык, мы можем обеспечить более глубокую связь с нашей многовековой историей, с опытом народа, который передается именно через язык в виде традиций, изречений, легенд и истории жизни великих предков, морально-нравственных ценностей, в целом нашего исторического видения мира. Опора на эту нравственную основу помогает каждому в осмыслении своей жизни, а государству – в выборе верных направлений движения, использовании своих уникальных преимуществ в контексте международной кооперации. Да, у нас есть сильные стороны, которые мы можем использовать. Очень важно, решая триединую задачу развития языков в стране, опираться на опыт и традиции предков, подходя к развитию личности каждого человека гармонично, создавая возможности для максимальной реализации своих способностей. Создавая наилучшие условия для развития трёхъязычия, и особенно стимулируя развитие государственного языка, мы создаем новые возможности для развития всего общества.
Сохранение роли русского языка в нашей стране не менее важно. Тем самым мы обеспечиваем широкие возможности для коммуникации, поскольку русский был и остается языком межнационального общения. Мы также поддерживаем устоявшиеся многолетние связи в культурной, политической и социальной сферах с нашими партнёрами по постсоветскому пространству. Это позволяет нам использовать их опыт, вести совместный поиск путей и методов преодоления общих проблем – как доставшихся нам в наследство от нашего общего коммунистического прошлого, так и принципиально новых вызовов, которые ставит перед нами современность.
И, наконец, повсеместное развитие современных методик преподавания английского языка в казахстанских школах позволит Казахстану вырастить новые поколения людей, владеющих международным языком, и в конечном счете – получить доступ к более передовым технологиям и стандартам развития. Опыт многих стран мира показал, что эта модель работает. Находясь в состоянии непосредственного контакта с носителями английского языка как на уровне повседневного общения, так и бизнеса, казахстанцы станут более образованны в самых различных сферах. По мере углубления внешних контактов на массовом уровне Казахстан может рассчитывать на расширение притока инвестиций не только в крупную индустрию, но и в средний бизнес, на активное внедрение высоких технологий. Мировой опыт показал, что многие страны, в частности, так называемые «южно-азиатские тигры», именно так строили свое развитие.
Главное, что нам нужно понимать: внедрение трёхъязычия – один из мощных рычагов развития человеческого капитала, воспользовавшись которым, мы способны существенно повысить глобальную конкурентоспособность Казахстана.