ОСНОВА МОДЕРНИЗАЦИИ - ПРОСВЕЩЕННЫЙ ПРАГМАТИЗМ
«Прагматизм есть противоположность расточительности, кичливости, жизни напоказ. Культура современного общества – это культура умеренности, культура достатка, а не роскоши, это культура рациональности».
(Из статьи Главы государства Нурсултана Назарбаева «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания»).
В своей программной статье Президент Назарбаев выделяет шесть основных ценностей, являющихся базовыми для казахстанцев в процессе духовной модернизации. Это, напомним, сохранение нашей исторической национальной идентичности, всеобщий культ знания и образования (включая полиязычие), конкурентоспособность нации на мировом уровне, прагматизм в поведении, эволюционное развитие, а также открытость всему передовому и прогрессивному. Каждый из этих принципов не является какой-то абсолютной новацией, к тому же это не наше казахстанское изобретение, а скорее результат коллективного опыта многих успешных наций и государств.
Опыт показал, что нравственная основа жизни общества (то, что философы называют общественным сознанием) играет важнейшую роль в истории любого государства. Определенное качество общественного сознания, менталитет людей – важнейшие условия эффективного развития. И особенно важным это становится в периоды модернизации, смены экономического уклада. Именно от готовности общества к изменениям зависит судьба проводимых реформ. Во многих странах этого в свое время не понимали, полагая, что все решают только знания и технологии. И ошиблись. Узкий технократический подход к модернизационным задачам оказался неприемлем: сами по себе современные технологии и машины не могут стать основой качественных перемен. Это доказано множеством реальных примеров.
Делая ставку на технологии и инновации, на развитие новых отраслей экономики и строительство современной инфраструктуры, мы не должны забывать о нравственных основах, о сохранении и развитии духовных, ментальных кодов нашего национального самосознания. Только высокообразованные и духовно развитые люди, знающие и сохраняющие национальную культуру, мыслящие взвешенно и рационально, могут успешно включиться в модернизационный процесс.
При этом ключевым принципом здесь является прагматизм. Только прагматичное, рационально мыслящее общество, способное ставить перед собой реальные цели и последовательно идти к ним, в наше время может быть по-настоящему успешным. Только такое общество способно гибко реагировать на вызовы времени.
О прагматизме Глава государства Н.Назарбаев говорит как раз в этом контексте. Он отмечает главное, что сегодня нужно казахстанцам: это умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, без переоценки своих возможностей и стремления к ложному сиюминутному успеху. Можно взять кредит и купить дорогое авто, или провести дорогую свадьбу, «пустить пыль в глаза» – но что потом? Истинный прагматизм исключает необдуманное и недальновидное поведение, отмечает Президент, и именно эта взвешенность, реализм, планомерность становятся основой долговременного успеха. Что справедливо как для отдельного индивида, так и для общества, государства в целом.
Люди, воспитанные на ценностях прагматизма, понимают, что у жизненных проблем не бывает простых и абсолютных решений. При решении тех или иных задач прагматики руководствуются здравым смыслом, конкретными, ясно обоснованными суждениями и проверенными опытом действиями, а не эмоциями или модными абстрактными концепциями. Они не абсолютизируют ни прошлое с его символами, ни будущее с его высокими целями, ни модные веяния текущего дня. Для истинного прагматика главное – всегда следовать здравому смыслу, исходить из объективных реалий, критически анализировать факты и поэтапно достигать поставленных целей.
Президент справедливо акцентирует наше внимание на ярких примерах успешной модернизации отдельных обществ и государств. Анализ показал, что основой их фантастического, казалось бы, прорыва стал именно прагматизм, рациональное движение к поставленным целям в масштабах всей нации. История развития современных государств показала, что именно в тех обществах, где возобладали ценности рационализма и прагматизма, где они стали органичной частью мышления и поведения людей, процессы модернизации протекали наиболее успешно и быстро. Все изменения принципов и правил поведения, общественных норм и взаимоотношений там происходили постепенно, планомерно и при поддержке абсолютного большинства людей, понимающих важность и необходимость перемен. Новое при этом не противопоставлялось традициям, а рассматривалось как способ современного применения накопленного народом опыта. Если сравнить стартовые условия модернизационного рывка в разных государствах, то никак нельзя сказать, что во всех странах с высоким уровнем общественного прагматизма для решения проблем модернизации существовали идеальные условия. Это далеко не так. Например, сингапурцам, японцам, жителям Южной Кореи было очень трудно. Фактически эти государства делали рывок едва ли не с самых низовых позиций в глобальной экономике. Но их феноменальный успех говорит сам за себя. В мире вообще не бывает ничего идеального. Понимание этой простой истины как раз и есть базовый принцип прагматизма.
Не случайно Президент Нурсултан Назарбаев обращает наше внимание на опыт, накопленный странами-лидерами экономического роста. Глава государства отмечает в своей статье, что нам «необходимы ясные, понятные и устремленные в будущее установки. Такой установкой может быть ориентация на достижение конкретных целей с расчетом своих возможностей и пределов – как человеком, так и нацией в целом. Реализм и прагматизм – вот лозунг ближайших десятилетий». Нам нужно взять за основу все положительное, накопленное опытом наших предков, и прагматично использовать всё это для движения вперёд, дополняя современным опытом, знаниями и методами.
Безусловно, сегодня казахстанское общество пока еще находится в поиске нашей, казахстанской модели опережающего развития. Нам нужно свое национальное понимание прагматизма, свое осмысление его философии на основе традиций и мудрости предыдущих поколений – которые как раз умели строить свою жизнь планомерно, рационально и взвешенно. Мы уже использовали этот подход на заре своей независимости. Благодаря прагматичной философии нашего Главы государства Казахстан был избавлен от метаний при поиске новых ценностных основ и ориентиров. Такой поиск был неизбежен после развала бывшего единого государства – СССР, когда в сознании миллионов людей возникал неизбежный конфликт старого с новым, устоявшихся представлений и догм с современностью. Именно благодаря прагматизму и последовательности народ Казахстана в те непростые годы избежал крайностей. Мы ушли от того озлобления, внутреннего антагонизма и раскола общества, через которые прошли жители многих других постсоветских государств.
Но сегодня наступает новый этап в духовном развитии нашего общества. Дальнейшая модернизация, как отмечает Н.Назарбаев, возможна лишь при открытости и восприимчивости казахстанцев к современным ценностям, а также продуктивного синтеза этих новых ценностей с вековыми традициями нашего народа, с его духовным и культурным кодом. Все это достижимо только на основе принципов просвещенного прагматизма.