МЫ – НАРОД КАЗАХСТАНА!
«…К сожалению, история дает нам немало примеров, когда целые нации, ведомые несбыточными идеологиями, терпели поражение. Мы видели крах трех главных идеологий прошлого века – коммунизма, фашизма и либерализма».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Лишь тот поймет - кто сам страдал, кто замерзал в тоске и вьюге; кто падал, разбивался и вставал, но все ж не нарастил в груди кольчуги…
Это пронзительные строки полностью отражают высокую судьбу казахского народа. В годины лихолетья - коллективизации и большого террора наш народ понес тяжелейшие утраты. Сначала был голод, вызванный бездумными решениями Советского правительства, ознаменовавшими собой, эпоху повсеместного создания колхозов. Голодомор обрушившийся на Казахстан в 1932-33 годах унес, по мнению современных историков, порядка 1,75 миллионов жизней. Затем наступила пора массовых репрессий. В 1937-1938 гг. в «национал-фашизме» и шпионаже был обвинен цвет казахской интеллигенции - Т.Рыскулов, Н.Нурмаков, С.Ходжанов, У.Кулумбетов, О.Исаев, О. Жандосов, А.Досов, А.Асылбеков, Ж.Садвакасов, С.Сафарбеков, Т.Жургенов и многие другие. Были репрессированы видные деятели культуры и науки - А.Бокейхан, А.Байтурсун, М.Дулатулы, А. Ермеков, Х.Досмухамедулы, М.Тынышбайулы, М.Жумабай, С.Сейфуллин, И. Жансугуров, Б.Майлин, С.Асфендияров, Ж.Шанин, К.Кеменгеров. Обвинение, выдвинутые против них, были совершенно абсурдными. Им были инкриминированы совершенно бредовые обвинения, в сотрудничестве с японской разведкой, попытками отделения Казахстана от СССР и прочий вымысел. Число арестованных в Казахстане, только в 1937 году, составило 105 тысяч человек, из них 22 тысячи были расстреляны. При этом расстрелы интеллигенции, цинично назывались высшей мерой социальной защиты, а ГУЛАГовские лагеря, получили определение «мест социальной профилактики». Всего же под молох репрессий так или иначе попало около 3,5 миллионов казахстанцев.
Помимо этого, начиная с 1937 года Казахстан стал местом насильственной депортации целых народов. Первыми, под предлогом обеспечения безопасности государственной границы, с Дальнего Востока в республики Средней Азии и Казахстана выселили корейцев. В конце 1930-х годов, насильственному переселению на территорию Казахстана были подвергнуты поляки. После начала Великой Отечественной войны в Казахстан были депортированы немцы Поволжья. Уже во время войны под принудительное переселение попали греки, карачаевцы, чеченцы, ингуши, балкары, калмыки, турки, курды и крымские татары. Главной целью массовых депортаций было лишение целых народов не только самой Родины и своей земли, но и языка, истории, культуры, родственных связей.
Ведь только в этом случае, по замыслу высшего партийного руководства СССР и лично «Отца народов», любой человек, будь он хоть немец, калмык, чеченец, крымский татарин или поляк, становился послушной и безропотной частью тоталитарного режима. Только вот в отличие от преступной клики, которая развернула войну с собственным народом, казахский народ принял переселенцев, как братьев. Казахи делились последним куском хлеба с людьми, привезенными в товарных вагонах и выброшенными в голую степь. Древний обычай гостеприимства и природная широта души оказались сильнее чудовищной репрессивной машины. И в итоге переселенцы не стали на казахской земле изгоями. Для сотен тысяч советских граждан Казахстан стал последним пристанищем. Пережившие те времена, признаются, что нашли здесь новый дом, вторую Родину. Не случайно, что когда были сняты все ограничения, и депортированным было разрешено вернутся в родные края, многие из них оказались не в силах покинуть землю, ставшую для них родной, и навсегда остались в Казахстане. Так, сложился уникальный этнос – народ Казахстана.
Казахстан подобен Солнцу на флаге, а его лучами являются народы, сплотившиеся навечно на этой благословенной земле. Все наши успехи достигнуты благодаря единству внутри Казахстана, доверию друг к другу, патриотизму, спокойствию и политической стабильности нашей страны.
Наверняка нигде больше не встретишь такого гармоничного сочетания современного образа мышления и такого трепетного отношения к старинным традициям.
Путеводными вехами для нашего народа являются «мудрость Абая, перо Ауэзова, проникновенные строки Джамбула, волшебные звуки Курмангазы, вечный зов аруаха…» Именно поэтому никаким силам не дано расшатать основополагающие основы нашего общества. Все их усилия разобьются о три простых, но гордых слова: «Мы – народ Казахстана!»