«ПОТЕРЯННОЕ ПОКОЛЕНИЕ»: ВЫРАСТИ И ПЕРЕГОРЕТЬ, ЧТОБЫ ОБЩЕСТВО СДЕЛАЛО СВОИ ВЫВОДЫ
Любому из нас, как и нации в целом, необходимо обладать набором качеств, достойных XXI века. Это прямое условие конкурентоспособности нашего общества и государства, его способности быть равным в сообществе лидеров. В своей программной статье «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания» Глава государства Нурсултан Назарбаев указал ряд безусловных предпосылок для такого развития, которые должен осознавать каждый человек. Для любого казахстанца это такие факторы как компьютерная грамотность, знание иностранных языков, культурная открытость и в то же время сохранение национальной идентичности. Нетрудно заметить, что в наше время все эти качества в большей степени присущи новому поколению, нашей современной молодежи. Само по себе это уже означает движение общества вперед, в будущее. Поколение казахстанцев XXI века наглядно свидетельствует – мы не стоим на месте, мы развиваемся.
При этом очень важно и формирование в молодом человеке таких качеств как рационализм, последовательность и прагматизм. В своей статье Президент страны отмечает, что культура всех развитых современных обществ базируется на философии умеренности, на принципах достатка и рациональности, но не излишней роскоши. «Умение жить рационально с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении», – делает вывод Глава государства. Сегодня нам важно иметь в виду, что именно такой подход к своим жизненным ценностям должен составить основу мировоззрения нового поколения граждан страны.
Во многом это так и есть. Нынешнее подрастающее поколение – очень амбициозное и целеустремленное. Сегодняшняя молодежь делает акцент на свое образование и профессиональный успех. Это и есть прагматизм в жизни, в поведении и развитии личности. У каждого молодого человека есть определенный намеченный план, и он старается уверенно идти к его осуществлению.
Другое дело, что налицо признаки чрезмерного влияния на умы и настроения многих молодых людей повсеместного культа денег и потребления. Это особенно заметно по той прослойке молодежи, которую у нас принято именовать «золотой» или «преуспевающей». Это не только те, у кого папа, мама, дядя занимает высокое социальное положение. Это в широком смысле – все те молодые казахстанцы, чьи родители имеют доходы существенно выше среднего и могут себе позволить вкладывать в своих детей. Очень многие представители этой прослойки добиваются действительно больших успехов в образовании и карьере, но многих, к сожалению, побеждает повсеместно насаждаемый культ роскоши и всего того, что в народе называют «понтами». Ездить на дорогом авто, иметь дорогие аксессуары, отдыхать в дорогих заведениях – все это становится самоцелью для таких ребят. Отражением этой тенденции является такое социальное явление как «усеновщина».
Стоит заметить, что подобные случаи – явление привычное для нас, но не типичное для западных обществ. Общеизвестна позиция знаменитого миллиардера Уоррена Баффета по отношению к своим детям: ради заботы об их будущем он в свое время отказал им во всех материальных стимулах, обеспечивая лишь минимальным содержанием, таким же как и у других рядовых студентов. Когда у миллиардера спросили, почему он столь жестко строит отношения с детьми, он ответил, что для него важно их будущее, а оно будет достойным только при условии, что у них будет стимул к самостоятельному достижению жизненных целей.
Ибо если все уже достигнуто родителями, если тебе досталось от них богатство, достаточное для безбедной жизни и все блага мира к твоим услугам, то ты не будешь иметь никаких стимулов к развитию. Ты остановишься в своем росте, погрязнешь в роскоши и наслаждениях, и в конечном счете просто «сгоришь». Такова была печальная судьба «потерянного поколения» – детей тех американцев, которые только-только сделали себе состояние и стремились ни в чём не отказывать своим отпрыскам. Феномен «потерянного поколения» в США имел место ещё на изломе XIX и в начале XX века. Рассказывают, что следующие поколения преуспевающих родителей относились к судьбе детей более прагматично и дальновидно. Заботясь о них и желая, чтобы они продолжили начатое дело, а не сожгли себя в бесконечном кутеже, они ограничивали их расходы и стремились дать хорошее образование. Собственно, такой логике следовал и Баффет.
В нашем обществе феномен «потерянного поколения» пока еще не пережит. Это наш современный опыт. Те, кто поднимал на ноги свой бизнес в смутные 1990-е и добился успехов в 2000-е, сегодня стремятся ни в чем не отказывать своим подрастающим отпрыскам. На это накладывается еще и наш менталитет – казахи всегда, во все времена стремились дать детям самое лучшее. Но там, где нет никаких ограничений, где нет меры ни деньгам, ни возможностям «решать вопросы», возникает такие явления как «усеновщина» и «агашизм». Это – то лишнее и мешающее нам двигаться вперед, что унаследовано от советского менталитета. Это то, от чего нужно отказаться, чтобы успешно развиваться и идти дальше – к чему, собственно, и призывает Президент Н.Назарбаев.
Бесспорно, общество должно переболеть этими болезнями роста. «Потерянные поколения» юных никчемных мажоров должны вырасти и перегореть для того чтобы общество на этом печальном опыте сделало свои выводы. Произойдет это и у нас в Казахстане. Более того: сегодня это уже происходит. Модернизация сознания во многом как раз и будет означать пусть болезненный, но необходимый пересмотр многих наших привычных, устоявшихся моделей поведения. Из людей новых поколений, из тех, которым сегодня по 15 – 20, успешными в этой стране явно будут не те, у кого есть богатый папа. Это будут те, кто всего в своей жизни добился сам – профессионалы, умеющие совершенствоваться и учиться. Это люди, знающие несколько языков и использующие это в своей работе и жизни. Это специалисты, владеющие технологиями и способные их улучшать. Пресыщенные дети «агашек», чья жизнь простирается от клуба до казино и обратно, явно не сделают погоды в завтрашнем дне Казахстана.