ВАЖНАЯ ЦЕЛЬ - ОБЕСПЕЧЕНИЕ НРАВСТВЕННОЙ И КУЛЬТУРНОЙ ПРЕЕМСТВЕННОСТИ ПОКОЛЕНИЙ
«В новой реальности внутреннее стремление к обновлению – это ключевой принцип нашего развития. Чтобы выжить, надо измениться. Тот, кто не сделает этого, будет занесен тяжелым песком истории».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
За последние десятилетия независимый Казахстан сумел эффективно выстроиться в глобальную экономику, заявив о себе как о стране с действительно богатейшими природными ресурсами, современной промышленной индустрией, крупными городами, мощным сельским хозяйством. Мы демонстрируем всему миру успехи в политике – как внутренней, так и внешней, в науке, культуре, искусстве. У нас множество исследовательских учреждений, учебных заведений, библиотек, музеев, театров, оркестров (и солистов с мировым именем), у нас развитая современная музыкальная шоу-культура. Мы провели уникальную международную выставку ЭКСПО-2017, посвященную самым современным инновациям и «зелёным» технологиям. Словом, Казахстану есть чем гордиться. Но всего этого еще недостаточно для того, чтобы подняться на следующую ступеньку в развитии, войти в клуб развитых государств.
Главное, что имел в виду Президент Нурсултан Назарбаев, говоря о модернизации сознания, – это конкурентоспособность страны и каждого ее гражданина. На глобальной арене одним из важнейших условий конкурентоспособности, успешности нации и государства является продвижение своего яркого культурного образа. Сама идея независимости страны подразумевает наличие неких особенностей и отличий, своей, уникальной национальной и духовно-культурной идентичности её граждан. С этой точки зрения огромное значение имеет наше многовековое национально-культурное наследие. Уникальность его – в том, что это именно наследие казахской степной культуры, впитавшей архетипы и нравственные коды древней центральноазиатской кочевой цивилизации.
Невозможно понять нацию, пока не узнаешь ее культурные и ментальные особенности. Именно поэтому образ той или иной страны у людей ассоциируется, прежде всего, с ее традициями и культурными достижениями, с темпераментом и национальным характером её жителей, и уже потом – с экономикой и политикой. Не случайно Нурсултан Назарбаев в своей статье приводит пример Голливуда, который внес огромный вклад в глобальный имидж США в эпоху «холодной войны».
«Если мы хотим быть нацией со своим неповторимым местом на глобальной карте XXI века, то мы должны реализовать проект – «Современная казахстанская культура в глобальном мире, – отмечает Глава государства. – Речь идет о том, чтобы мир узнал нас не только по ресурсам нефти и крупным внешнеполитическим инициативам, но и по нашим культурным достижениям».
Конечно, это не простое начинание. Предстоит масштабная, очень серьёзная и трудоемкая работа. Это презентация и продвижение лучших произведений и образцов нашей национальной культуры их за рубежом. Это, как отметил Президент, также огромный массив переводческой работы. Потребуются специальные методы продвижения наших культурных достижений – книг, пьес, скульптур, картин, музыкальных произведений, научных открытий, позволяющие популяризовать их, заинтересовать зарубежное общественное мнение, привлечь внимание людей в разных странах.
Вопрос сегодня заключается в том, сможем ли мы достойно показать и доказать окружающему миру, что мы – достойные наследники тысячелетнего духовно-культурного богатства нашего народа? Сможем ли мы передать дух этой культуры, дух предков, показать, что он жив и продолжается в новых поколениях казахстанцев?
Здесь очень важен фактор нравственной и культурной преемственности поколений. Обеспечить такую преемственность – одна из важнейших целей, которые подразумевает идея модернизации общественного сознания. Важно не только донести до новых поколений казахстанцев понимание своей вековой культуры, но и сделать осознание своей гражданской идентичности важной частью мировоззрения каждого молодого человека. Это и есть истинный патриотизм. Только люди, по-настоящему любящие свою страну, знающие ее историю, смогут достойно продвинуть эту культуру в мире.