ВЗЯТЬ ЛУЧШЕЕ ИЗ ТОГО, ЧТО НЕСЕТ В СЕБЕ НОВАЯ ЭПОХА
«В чем был, на мой взгляд, главный недостаток западных моделей модернизации XX века применительно к реалиям нашего времени? В том, что они переносили свой уникальный опыт на все народы и цивилизации без учёта их особенностей».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
В наше время, когда развитие науки и высоких технологий оказывает огромное влияние на общественную жизнь и через нее на личную жизнь каждого человека по отдельности, можно сказать еще более радикальные процессы происходят в морально-нравственной сфере человечества. И под их давлением во многих жестких обществах с точки зрения соблюдения религиозных, этических и нравственных принципов и ценностей, происходят процессы, ведущие к замене традиционного взгляда на мир, на жизнь человека и на отношения людей друг к другу.
Никто из нынешних идеологов западного образа жизни не может гарантировать, что сегодняшнее благо с точки зрения западной морали не обернется во зло в будущем в жизни не только развитых обществ, в которых оно активно культивируется, но и в традиционных обществах, пытающихся защитить свои религиозные и культурные ценности, от воздействия западных духовных ценностей.
Переживая за будущее свое и своих потомков, переживая за будущее своего народа и в целом всего человечества, ответственные представители человеческого общества должны искать пути и методы для сохранения базисных морально-нравственных ценностей человека, благодаря которым интерес человека к самому себе, а затем, и к себе подобным сохраниться. В противном случае, если вектор направления эволюции человеческой морали и нравственности сохраниться, то человечество вернется к до этического уровня в регулировании отношений между людьми и народами. Если это произойдет, трудно будет поверить, чтобы землю очистить от греха нашей цивилизации не потребуется все очищающегося всемирного потопа.
Вот эта проблема борьбы в человека добра и зла, а с точки зрения религиозного – борьбы в человеке божественного и дьявольского начала, никогда не снималась с повестки дня за все время развития человечества. Также и в наши дни остро стоит вопрос, отстоит ли человек свое созидательное божественное начало в самом себе, либо он в своей тяге к греху, власти и богатству, потеряет человеческий облик. Драматизм ситуации в жизни современного человека достиг такого уровня, что сегодня начали терять свою ценность такие человеческие понятия как честность, справедливость, правдивость, мужественность и т.д.
Если процессы будут и дальше развиваться в данном направлении, из жизни человека уйдут понятия добра и зла, морали и аморальности, греховности и благочестия. И после того, когда не станет ничего из выше перечисленного, на каких ценностях мы будем воспитывать своих детей? - задается вопрос. И вопрос этот к сегодняшнему дню самый актуальный. И поиск ответа на него – самая важная задача любой этнокультурной общности, особенно той части ее, которая называется – национальная элита, включающая в себе высшее политическое руководство страны, художественную интеллигенцию, духовные авторитеты, ученые и деятели искусства.
В нации, в которой общественная жизнь построена на базисных человеческих принципах и на прогрессивных современных представлениях о мире и человеческом обществе, будет соблюдаться баланс традиционного и революционного развития. И важное место в гармоничном развитии общества в той нации занимает национальный язык и художественная литература. И обусловлено это именно тем, что художественной литература, обобщая общественные явления, создает типичные образы национальных героев, которые должны служить примером для воспитания и духовно развитого подрастающего поколения.