ПРАГМАТИЗМ, ИННОВАЦИИ И ТРАДИЦИИ КАК ОСНОВА РАЗВИТИЯ
«Умение жить рационально, с акцентом на достижение реальных целей, с акцентом на образование, здоровый образ жизни и профессиональный успех – это и есть прагматизм в поведении».
Нурсултан Назарбаев, статья «Взгляд в будущее: модернизация общественного сознания».
Говоря о прагматизме, реализуемой в свете государственной программы по модернизации общественного сознания в Казахстане, важно понимать, на основе какой системы ценностей, идей и принципов будут приниматься решения государственными структурами, когда государство будет воплощать в жизнь те или иные инновационные проекты. Нет сомнения в том, что в основе этой системы ценностей лежит наша казахстанская идентичность, наше этнокультурное единство, наша гражданская и человеческая общность. Инновации, какими бы модными и современными они ни казались, не должны входить противоречие с нашими духовными принципами, с религиозными и нравственными воззрениями. Нам важно, полагаясь на опыт и передовые достижения развитых стран, сохранять свою, во многом уникальную систему общественных ценностей, которая позволит двигаться вперёд, сохраняя при этом связь с духовным наследием наших предков.
Нужно всегда учитывать возможные риски на пути модернизации. Мы не столько должны пытаться сочетать традиции с технологическим развитием, сколько развить свои традиции до того уровня, когда они будут содействовать и способствовать новым инновационным достижениям. Тогда инновации станут продолжением традиций общества, и не будут вступать с ними в противоречие. Особенно это касается нашей экономики, которая преимущественно была ориентирована на добычу сырья, а не на его переработку, и сферы образования, которая во многом отстала от требований времени. Происходящая в нашем обществе модернизация гражданских институтов, органов власти и общественных организаций призвана восполнить это очевидное отставание. Общество не только должно адаптироваться к уже сложившейся в мире инновационной реальности, но и быть готовым к вызовам завтрашнего дня. Только если общественное сознание будет подготовлено, если люди в Казахстане будут достаточно образованны и конкурентоспособны, мы получим положительный эффект от сегодняшних реформ.
Говоря о системе ценностей, нам нужно взять за основу цивилизационные ориентиры и нравственные принципы своего народа, благодаря которым мы сохранились как нация и существуем сегодня как единая гражданская общность. При этом мы, конечно, не должны забывать, что морально-нравственные ценности любой этнокультурной общности тесно связаны с религиозным воспитанием. Нужно тесно объединять духовные ценности и принципы общества с той духовной основой, которую дают религии – это даст обществу иммунитет к разрушительным тенденциям современной масс-культуры. Если казахстанское общество проникнется ответственностью в соблюдении общих ценностей и базисных принципов, таких как честность, порядочность, многонациональность, равенство возможностей, оценка по заслугам, то, как говорил Ли Куан Ю, мы сможем создать общество, в котором будет царит справедливость и дух новаторства.
Основным принципом в движении к такому качеству общественного сознания является прагматичность. Нужно избавиться от бессмысленных амбиций и маниловщины, сбросить с себя груз бессмысленных трат, пустых мечтаний, бесполезных занятий, вредных привычек и многого другого. Придерживаясь такого подхода, казахстанское общество сможет создать новую современную культуру. Это будет культура, вобравшая в себе все самые современные идеи и открытия в мировой науке и технологиях, и при всем том опирающаяся на исторические традиции и ценности народа. Тогда, при возросшем образовательном уровне населения, создадутся идеальные условия для развития человеческого капитала, от которого, в конечном счете, и зависит успех всего нашего развития.